Ошмяны

Ошмяны — город, районный центр в Гродненской области. Рядом с городом проходит важная автомагистраль Минск-Вильнюс. Численность населения — более 14 тысяч человек. В городе работает 14 промышленных предприятий: мясокомбинат, сыродельный завод, дрожжевой комбинат, «Ошмяны-лён», «Радиотехника», типография и другие.

Транспорт представлен автобусами, работают как городские как в регулярном сообщении, так и в экспрессном, а так же работают пригородные и междугородние маршруты.

Основной транспортной организацией района, осуществляющей перевозку грузов и пассажиров, является дочернее унитарное предприятие «Автомобильный парк № 13» являющееся юридическим лицом, входящим в состав РАТУП «Гроднооблавтотранс». Адрес: 231100, Республика Беларусь, Гродненская область, г. Ошмяны, ул. Борунская, 19. Тел. 8 015 93 44 999.

Работает 4 городских маршрутов в регулярном сообщении, 2 маршрута в экспрессном, пригородные и  междугородние. Все пригородные и междугородние автобусы отправляются от Автостанции  “Ошмяны”.

Ежедневно на  городские маршруты выходят  автобусы моделей ЛИАЗ 5256, Нёман 5201, МАЗ 256. На пригородных маршрутах к услугам пассажиров – автобусы Радимич А0921, МАЗ 256, ЛАЗ 695 Н, Нёман 52012, ПАЗ 3205, ГАЗ 3221. На междугородных маршрутах работают автобусы МАЗ-152, Радимич А0921, Neoplan и Люблин.

Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и имеют промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними в 400-800 метров. Каждый автобус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов.

Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования и поминутное расписание автобусов.

Стоимость проезда на городских автобусных маршрутах 600 рублей. Работают кондукторы, используются отрывные талоны.  На междугородних маршрутах билеты продают водители.

Список городских маршрутов

МаршрутПримечание
2Дер. Повишни – дер. Краковка
3Рынок — Больница
Квартал «Строителей» — Рынок
4Агропромтехника — Льнозавод
Будёновка — Больницаэкспресс
Кольчуны — Садовый участокэкспресс

В настоящее время в автопарке имеется автобусы марок МАЗ-152, МАЗ-256, Неман-5201, Неман-52012, Радимич А092, ЛАЗ-695Н, ПАЗ-3205, ЛиАЗ-5256 и другие. По ссылкам в начале описания модели Вы можете перейти на страницы с технической информацией об автобусах.

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики.  6 автобусов пригородной версии используются как на пригородных, так и городских экспрессных маршрутах Ошмян.

Радимич А0921 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Ошмянах работает 7 машин  пригородного исполнения.

Неман-5201 — 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится в белорусском городе Лида на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. Работает на городских и пригородных маршрутах. В парке имеется 3 автобуса в городском исполнении.

МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. В Ошмянах есть 1 автобус данной модели.

ЛАЗ-695, -697, -699 (выведены из эксплуатации). ЛАЗ-695 – 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок. К началу 2000-х годов в белорусских городах работали автобусы модификации 695Н, приходивших с 1976 по 1993 годы. ЛАЗ-697 – автобус, созданный на базе ЛАЗ-695 – с мягкими сиденьями и багажным отсеком. ЛАЗ-699 – междугородный автобус на удлиненном шасси от ЛАЗ-695. Для обеспечения приемлемой скорости за городом были применены другой ведущий мост, более мощный двигатель. В настоящее время в автопарке эксплуатируется три автобуса ЛАЗ 695Н, выходящих на пригородные маршруты.

Неман-52012 — 11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса Неман-5201). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных маршрутах. Модель пришла на смену автобусам ЛАЗ-695 и является основной пригородных перевозок. В Ошмянах работает 3 единицы автобусов.

ПАЗ-3205 — недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205 используется редко. 1 автобус данной модели работает на пригородных маршрутах.

ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман» в Лиде. Две машины белорусской сборки в городском  исполнении эксплуатируется в ошмянском автопарке исключительно на городских маршрутах.

Также в автопарке эксплуатируются автобусы Neoplan (1 единица), Икарус 256 (1 единица), микроавтобусы Люблин (1 ед.) и ГАЗ 3221 (2 ед.).

Дмитрий Сасим   2010