Витебск

Маршруты

Оплата проезда

Подвижной состав

Организация движения

Парки и депо

История

Витебск – один из шести областных центров Беларуси. Расположен в северо-восточной части республики, у слияния Витьбы и крупной реки Западная Двина. В нем проживает около 345 тысяч жителей. Территория города – более 100 квадратных километров. Поделен на 3 административных района: Железнодорожный, Октябрьский и Первомайский.

Общественный транспорт в Витебске представлен автобусами, троллейбусами, трамваями, коммерческими автобусами и маршрутными такси. Город располагает Автобусным парком № 1 системы «Витебскоблавтотранс», Троллейбусным депо и Трамвайным депо под руководством Витебского трамвайно-троллейбусного управления. По улицам Витебска проложено более 30 автобусных, 8 троллейбусных и 9 трамвайных маршрутов.

Автобусное движение в городе открыто в 1920-хх годах. Первые троллейбусы по улицам Витебска пошли в 1978 году. А перестук колес трамвая витебчане впервые услышали самыми первыми в Беларуси, более 110 лет назад.

Витебск заложен киевской княгиней Ольгой в 974 году. Уже в XII веке в городе был построен первый каменный храм – православная Свято-Благовещенская церковь, где хранились эталоны мер веса и длинны, используемые при торговых операциях; переписывались книги, летописи; обучались дети. В 1318 году город вошел в состав Великого княжества литовского. С 1506 года Витебск стал центром Витебского воеводства Великого Княжества Литовского, а с 1569 года — Речи Посполитой. В 1597 году Витебск получил свой герб и грамоту на магдебургское право. Со временем в городе появляется представительное здание ратуши, являющееся сейчас символом Витебска. В 1708 году во время Северной войны между Швецией и Россией город по приказу Петра I был сожжен, за финансовую поддержку оказанную витебской знатью шведам. В 1772 году Витебск вошел состав Российской империи и в 1796 году стал центром Белорусской, с 1802 года Витебской губернии.  В 1789 году открыто несколько 4- и 2-классных народных училища, в 1804 году — гимназия.

В 1866 году через Витебск проложена Рига-Орловская железная дорога, позже железнодорожные линии соединили город со Смоленском, Псковом и Молодечно. В последней четверти XIX столетия в Витебске возникает капиталистическое производство: бельгийское акционерное общество построило льнопрядильную фабрику, проложило водопровод, построило электростанцию и в 1898 году запустило первый в Беларуси (и третий в Российской империи) трамвай. Еще до Первой мировой войны город был одним из самых крупных в стране: в нем проживало более 100 тысяч жителей, было 45 предприятий, 2 гимназии, учительский институт, духовная семинария, 5 библиотек, частная художественная школа.

Советская власть в городе установилась с 9 ноября 1917 года, в 1918 году Витебск вошел в состав Западной области РСФСР, а в 1924 году в состав БССР. В 1920-1930-е годы происходит значительный экономический рост города. Возводятсядесятки предприятий, появляются новые направления промышленности — станкостроительная, обувная, трикотажная, мебельная, развивается текстильная и швейная. В 1920-х годах Марком Шагалом было основано Народное художественное училище, в котором работали художники в разном направлении и стиле – Ю. Пэн, К. Малевич, Г. Фальк, М. Добужинский и другие. С 1938 года город стал областным центром. Во время Второй мировой войны город был практически полностью разрушен.

26 июня 1944 года Витебск освободили от гитлеровских оккупантов. В 1946 году заработал станкостроительный завод. В 1947-м открылись мебельная фабрика, ковровый и деревообрабатывающий комбинаты. В 1953 году появилась первая в городе ТЭЦ. Позже в Витебске появляется известный многим, крупнейший на просторах бывшего СССР завод телевизоров «Витязь». Сейчас в городе 4 высших учебных заведения – Педагогический, Медицинский и Технологический университеты, а также Ветеринарная академия. В 1990-х годах, после распада СССР, известность Витебску приносит ежегодный музыкальный фестиваль «Славянский базар», проходящий на открытом воздухе каждое лето, в городском амфитеатре.

Иван Войтешонок   2007-2010