Подвижной состав

Подвижной состав (автобусы)

В городе работает три десятка автобусных маршрутов. Ежедневно их обслуживают около 60 автобусов. Всего в наличии у автопарка имеется более 130 автобусов. На городских маршрутах Борисова используются одиночные автобусы большой вместимости моделей: МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-203, Неман-5201, МАрЗ-5266; автобусы средней вместимости Радимич А092; особо большой вместимости МАЗ-105. Автобусы Икарус-260 и Икарус-280 в последние годы активно заменялись новыми автобусами белорусского производства. Весной 2009 года оставалось 3-4 Икарус-280, а к лету был уже только один автобус, списан к осени 2009 года. Для обслуживания пригородных маршрутов в последние годы было закуплено немало автобусов ПАЗ-4230, КАвЗ-4238. Также для этих целей используются Радимич А092, МАЗ-103, МАЗ-256.

Ниже можно ознакомиться с краткой характеристикой моделей, а также обратиться к подробному техническому описанию.


МАЗ-103, -103С

МАЗ-103 — низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В больших объемах поставляется в Минск с 1997 года. С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус. В Борисове работает более двух десятков автобусов МАЗ-103. Часть машин – выпуска 1999-2000 годов. Большинство машин поступили в автопарк города в 2006-2008 годах.


В 2009 году поступили первые автобусы с рестайлингом, голубого, фиолетового и сиреневого цветов. Несколько машин работает на пригородных маршрутах.

МАЗ-104, -104С

МАЗ-104 — 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было поставлено в Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах республики. Последние обширные поставки были в конце 2005 года в несколько десятков городов республики. В Борисове преимущественно работают машины старых выпусков 1999-2001 годов. Состояние среднее, часть машин смотрится довольно страшно.

МАЗ-105

МАЗ-105 — сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного  автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики. В Борисове также работает несколько машин с французскими двигателями (например, ОВ 8470 и ОВ 8475). 
С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Борисове большинство автобусов выпущены в 2007-2009 годах.
 
Автопарк города одним из первых в стране получил зеленые МАЗ-105 с рестайлингом. Всего работает более 20 машин МАЗ-105.
 
Но настоящим украшением города стали яркие желтые «гармошки», пришедшие в начале 2009 года. Они прекрасно выглядят и заметно оживляют город, работая на маршрутах, проходящих по основным улицам города.

МАЗ-152

МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. Несколько машин работает и в АП №3 Борисова – как с российскими двигателями, так и с немецкими.

МАЗ-203

МАЗ-203 – городской полностью низкопольный 3-дверный автобус, второго поколения, выпускающийся с 2006 года. Представляет собой дальнейшее развитие модели 103 на более высоком техническом уровне. Модель предназначена для городов с большими пассажиропотоками. Низкий уровень пола обеспечивает максимально комфортную посадку и ускоряет процесс посадки-высадки. Автобусы оснащаются двигателями Mercedes-Benz и автоматическими коробками передач. Небольшое количество автобусов с 2007 года эксплуатируется в Витебске, Гомеле, Полоцке, Новополоцке. В 2009 году поступил первый автобус, с салоном из серого пластика, светодиодным табло и кожухом на крыше. Второй автобус поступил весной 2010 года.

МАЗ-206, -226

МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz, а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. В 2008 году один автобус пришел в Борисов. Автобус цвета «слоновой кости» обслуживает пригородные маршруты, в межпиковое время появляется на городском маршруте №6.

МАЗ-251

МАЗ-251 – комфортабельный туристический лайнер. Автобус обладает современным индивидуальным дизайном. Предназначен для международных пи междугородних перевозок на большие расстояния, а также для туристических поездок. Модель обладает просторным салоном, расположенным на большой высоте от дороги. Оборудуется кондиционером, биотуалетом, кухней, мини-баром, отделенным от салона спальником для отдыхающего водителя-сменщика. «Борисовский» автобус МАЗ-251 используется для обслуживания делегаций и экскурсионных поездок как по самому Борисову, так и по другим городам Беларуси, России.

МАЗ-256

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы в Борисове используются на пригородных маршрутах.

Радимич А092


Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В части городов используются на городских маршрутах. В Борисове автобусы обширно используются на пригородных и междугородных маршруртах. Несколько машин обслуживают городские маршруты.

Неман-5201

Неман-5201 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится в белорусском городе Лида на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. Эксплуатируется в большинстве городов Беларуси на городских маршрутах. Но в Борисове используется всего несколько машин 2006-2008 годов выпуска.

ПАЗ-4230,КАвЗ-4238

ПАЗ-4230 – 8,5-метровые автобусы российского производства для пригородных и междугородных перевозок. С 2002 года поступали в Минске  некоторые другие города в небольшом количестве. С недавнего времени в Минске не эксплуатируются. В 2007-2008 годах автобусы  приобретались для автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и в варианте с увеличенной колесной базой в качестве недорогих автобусов для междугородных маршрутов. На пригородных маршрутах Борисова работает около десятка «Аврор».

ПАЗ-3205, -4234

МАрЗ-5266

МАрЗ-5266 — один из самых дешевых городских автобусов большого класса на территории бывшего СССР. Использовался в единичных экземплярах в некоторых городах республики. Один автобус работал в АП №4 Минска. В Борисове на городские маршруты выходит два автобуса.

ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман» в Лиде. В Борисове на малозагруженных маршрутах продолжают работать несколько автобусов ЛиАЗ-5256, которые будут списаны в ближайшее время.

Городские автобусы иностранного производства

Еще несколько моделей городских автобусов иностранного производства до недавнего времени работали в Борисове. Они находятся в частных руках. 4-5 лет назад немецких поддержанных автобусов было около десяти. По одному автобусу работало на маршрутах 1, 2б, 3, 10, два на 12. Сочлененные автобусы работали на маршрутах 9 и 11. Были поддержанные европейские автобусы и на маршрутах 9, 18а.Автобусы  Mercedes-Benz O305 работали в основном до 2006-2008 годов — как в исполнении «соло», так и в сочлененной модификации. Последний бело-красный соло-автобус проработал на 1-м маршруте до осени 2009 года.
 
На втором маршруте эксплуатируется желто-зеленый «брат-близнец» автобуса Mercedes – MAN SUE 240.

Туристические автобусы иностранного производства

Несколько моделей туристических автобусов иностранного производства работают в автопарке Борисова. Одна из машин – Irizar Century Classic (фото слева) на шасси Iveco, используется для экскурсионных поездок, приема делегаций. В 2008 году был приобретен редкий для Беларуси туристический автобус Irisbus Domino. В 2011 году был приобретен туристический автобус малого класса производства Irisbus Daily Tourys на базе микроавтобуса Iveco TurboDaily (фото справа).