Узда

Узденщина – своеобразный уголок Беларуси,  который известен далеко за ее пределами. Здесь из двух истоков – Неманца и Лоши – берет начало «самая белорусская» река – «бацька – Неман».  Протяженность ее на землях района вместе с притоками Усса, Лоша, Неманец, Шать, Турья и другими составляет свыше 90 километров. По территории района проходит Балтийско-Черноморский водораздел.19 рек и 23 ручья – общей протяженностью 444 км принадлежит бассейнам Немана и Птичи. Поэтому по территории края проходил древний торговый путь «из варяг в греки».

Площадь района 1,2 тыс. кв. км и по этому показателю в Минской области уступает только Несвижскому и Клецкому районам. Территория компактная: с запада на восток 50 км, с севера на юг – 36 км, что способствует ее освоению и развитию.

В настоящее время на Узденщине насчитывается 203 населенных пункта, в том числе город Узда, который находится в 61 км от столицы и в  22 км от железнодорожной станции Негорелое на линии Минск – Барановичи. Автомобильными дорогами государственного значения Узда связана с Марьиной  Горкой, Копылем. На востоке проложена автомагистраль Минск – Микашевичи. Через территорию района проходят четыре ветви газопровода Ямал – Торжок – Минск – Ивацевичи – Западная Европа.

Основной транспортной организацией района, осуществляющей перевозку грузов и пассажиров, является ДУП «Автомобильный парк № 15» г.Дзержинска (по Узденскому   району): ул. Первомайская, 37, г. Узда 223411,  Минская область, Республика Беларусь. Тел. начальника (8-01718) 55-4-59 Тел. диспетчерской: 55-6-46.

В городе работает всего 1 городской маршрут, более 20 пригородных и междугородних. Все городские, пригородные и междугородние автобусы отправляются от Автовокзала “Узда”, реконструкция которого была проведена в 2011 году.

Стоимость проезда на городских автобусных маршрутах 800 рублей (лето 2011 г), используются рулонные отрывные талоны. Как на городских, так и на пригородных маршрутах билеты продают водители.

Городской автобус ходит 7 раз в день. С утра, в обед и вечером. От одной конечной до другой, уходит 29 минут езды. На город пускают разнообразные автобусы.

Схема городских маршрутов:

Список городских маршрутов:

МаршрутПримечание
1Автовокзал “Узда” — Больница — Райагросервис(ул. Неманская, ул. Советская, ул.Школьная, ул.Ленинская, ул.Колхозная) 

Список пригородных и междугородных маршрутов:

МаршрутПримечание
Узда — Слобода
Узда — Нива
Узда — Кухтичи
Узда — Костеши
Узда — Явищи
Узда — Дубище
Узда — Долгиново
Узда — Гута
Узда — Мрочки — Вирково
Узда — Песочное
Узда — Первомайск
Узда — Румок
Узда – Ив. Бор
Узда – Чурилово
Узда – В. Угол
Узда – Ракошичи
Узда – Ив. Бор
Узда – Ив. Бор
Узда – Ив. Бор
201Узда — Вирково
209Узда — Хотляны
211Узда — Низок
215Узда – Энергетик
502Узда – Минск ч/з Дзержинск
503Узда – Минск ч/з Теляково
Узда – Несвиж
Узда – Боровляны 

Модели автобусов, эксплуатирующихся в городе

По состоянию на середину 2011 года в филиале АП №15 по г.Узда имеется 18 автобусов моделей Радимич А092, МАЗ-256, ПАЗ-3205, ПАЗ-4234, КАВЗ-4238, ПАЗ-4230, МАЗ-103, МАЗ-104С, Неман-52012, ГАЗ-3231. По ссылкам в начале описания модели Вы можете перейти на страницы с технической информацией об автобусах.

МАЗ-103 — низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. В Узде один автобус 2007 года выпуска используется на городских и пригородных маршрутах.

МАЗ-104 — 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. В Узде на пригородных маршрутах работает один автобус в модификации МАЗ-104С с 2-мя дверьми вместо трех.

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах в разных городах республики. В Узде работает один автобус.

Микроавтобус ГАЗель-3221 — 13-местный автобус малого класса, эксплуатируется два автобуса. Также в парке работает 4 микроавтобуса Люблин-3, в 2011 году получен один Peugeot Boxer.

Неман-52012 11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса Неман-5201). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных маршрутах. В парке Узды эксплуатируется один автобус 2008 года выпуска.

Радимич А0921 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Узде работает несколько машин различных модификаций, использующихся как на городском маршруте, так и на маршруте связывающем Узду с г. Минск.

ПАЗ-3205 — недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205 используется редко. Несколько автобусов данных моделей работает на пригородных и городском маршрутах.

ЛАЗ-695, -697, -699 (выведены из эксплуатации). ЛАЗ-695 – 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок. К началу 2000-х годов в белорусских городах работали автобусы модификации 695Н, приходивших с 1976 по 1993 годы. ЛАЗ-697 – автобус, созданный на базе ЛАЗ-695 – с мягкими сиденьями и багажным отсеком. ЛАЗ-699 – междугородный автобус на удлиненном шасси от ЛАЗ-695. Для обеспечения приемлемой скорости за городом были применены другой ведущий мост, более мощный двигатель. В настоящее время в городе эксплуатация автобусов завершена.

ПАЗ-4230 (КАвЗ-4235), КАвЗ-4238 – 8,5-метровые автобусы российского производства для пригородных и междугородных перевозок. С 2002 года поступали в Минске  некоторые другие города в небольшом количестве. С недавнего времени в Минске не эксплуатируются. В 2007-2008 годах автобусы  приобретались для автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и в варианте с увеличенной колесной базой. Пару автобусов ежедневно выполняют пригородные рейсы от Узденского автовокзала.

Об остальных моделях Вы можете прочитать на общей странице «Автобусы«раздела «Подвижной состав».

Дмитрий Сасим   2009-2011

Схема и списки маршрутов: Владимир Фишман   2011

Фотографии: Дмитрий Сасим, Владимир Фишман, Иван Войтешонок