Организация движения и оплата проезда

Городские перевозки пассажиров в Осиповичах, а также пригородные связи обеспечивают автобусы Автомобильного парка №19 ОАО «Могилевоблавтотранс». Точный адрес: 213760, Осиповичи, ул. Юбилейная, 45. Телефон: +375 2235 2-31-96.

Организация движения

К услугам пассажиров – автобусы большой вместимости МАЗ-103, МАЗ-103С, МАЗ-104, МАЗ-104С, сочлененные автобусы МАЗ-105 и Mercedes-Benz O405G; автобусы среднего класса МАЗ-256, ПАЗ-3205 и Радимич А092.

Ежедневно автобусы работают более чем на 10 маршрутах. По городу проложены маршруты с 1-го по 12-й и 14-й. У многих маршрутов есть укороченные рейсы с кучей разновидностей, когда автобус не доезжает 1-3 остановок до конечной после закрытия, скажем, поликлиники или определенного предприятия. Интервалы движения — от 15 минут до нескольких часов. Характерным явлением для Осиповичей является ротация автобусов между маршрутами: один и тот же автобус за несколько часов можно увидеть сразу на трех маршрутах, а потом на одном из маршрутов работает одновременно три автобуса, среди которых нет первого увиденного. Ротация, видимо, связана с большими интервалами при малых оборотных кругах и желанием «покрыть» город меньшим количеством автобусов, что вполне логично. Сочлененные автобусы МАЗ-105, Mercedes-Benz (и ранее Икарус-280) в основном работают в часы пик. Автобусы маршрутов, идущих к промышленным зонам, в дневное время работают с большими интервалами до 1,5-2 часов. Почти все маршруты проходят либо начинаются от железнодорожного вокзала. Многие маршруты проходят по центральной улице Сумченко, закрытой для сквозного движения легковых и грузовых автомобилей.

В городе нет ни автовокзала, ни автостанции. Пригородные и междугородные автобусы отправляются от железнодорожного вокзала, рядом с которым имеется несколько платфом и маленькая автокасса.

Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и иметь промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 — 800 метров и при малоэтажной застройке — 500 — 1000 метров.

Каждый автобус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов.

Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования, начале и окончании движения, интервале движения в минутах во временных интервалах с 5 до 9 часов, с 9 до 15 часов, с 15 до 19 часов и с 19 до 24 часов. Для маршрутов с большими или нерегулярными интервалами движения приводится поминутное расписание всех рейсов по данному остановочному пункту. Допускается опоздание не более трех минут.

У водителя при работе на городском маршруте имеется «карточка». В карточке содержится ее номер на маршруте, номер маршрута, время выезда и заезда в парк, время перерывов, смены водителей и обедов. В основном поле располагается таблица с указанием точного времени прибытия на контрольные и конечные пункты (время отметок). Карточки различают односменные (водитель выезжает из парка и заезжает в парк), двусменные (смена водителей производится на диспетчерской станции).

Оплата проезда

Проезд пассажиров в городском общественном транспорте оплачивается покупкой билетов на проезд. Стоимость проезда в автобусах обычных городских маршрутов составляет 500 рублей. Льготный проезд с 50-процентной оплатой отменен в декабре 2007 года. Стоимость поездки не зависит от протяженности маршрута. 

На городских маршрутах ранее практиковалась работа кондукторов. Однако в последние годы билеты во время поездки можно приобрести только у водителя. Кроме того, талоны реализуются работниками автопарка на остановках общественного транспорта с большим пассажиропотоком. Также талоны продаются в кассе на автостанции у железнодорожного вокзала. Интересной практикой является продажа талонов в фойе крупнейших предприятий города – к примеру, работники автопарка реализуют талоны в конце рабочей смены на Осиповичском заводе автомобильных агрегатов. Талоны погашаются путем пробивания в компостере. Идентификация талона производится по рисунку компостера в данном автобусе. Можно также оплатить проезд покупкой проездных билетов с заданным сроком действия: проездные билеты на декаду, а также проездные билеты на один месяц. Погашение проездных билетов не требуется. Проезд разрешен исключительно в течение одного месяца года, указанного в билете. Любопытным фактом является использование в Осиповичах «минских» талонов — то есть выведенных из обращения талонов «Минсктранс» с печатью Автомобильного парка №19 Осиповичей.

Пассажир обязан в промежутке до следующей остановки оплатить проезд: при отсутствии проездного билета купить у водителя и прокомпостировать билет, прокомпостировать заранее купленный талон. 

Проконтролировать оплату проезда имеет право кондуктор, находящийся в салоне, водитель автобуса, а также ревизоры. Документы на проезд должны предъявляться по первому требованию данных лиц. Однако только ревизоры имеют право налагать штраф за безбилетный проезд. Ревизор в обязательном порядке обязан иметь удостоверение ревизора с металлическим жетоном советского образца и визитную карточку в нагрудной части с личными данными проверяющего. При взимании штрафа ревизор обязан выдать квитанцию об уплате стоимости штрафа. Уплата штрафа не освобождает от оплаты проезда. 

При поломке автобуса пассажиры, пересевшие в следующий автобус, имеют право проезда по билету, погашенному в неисправном.

Иван Войтешонок    2005-2008