Подвижной состав

В начале 1990-х годов основой автобусных перевозок являлись советские автобусы ЛиАЗ-677 и венгерские Икарус-260. После распада СССР в город массово приходили Икарус-280. Однако в 2000-е годы парк машин постепенно обновлялся, и к середине 2000-х годов оставалось всего несколько ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695. В период с 2007 по 2009 годы списывались последние единицы автобусов Икарус-260 и ЛАЗ-695, в последнее время списываются оставшиеся Икарус-280. Сейчас на городских линиях работают автобусы средней вместимости МАЗ-256 и Радимич А092, большой вместимости МАЗ-103 и МАЗ-104, сочлененные автобусы МАЗ-105, Икарус-280, Mercedes-Benz O405G в единичных экземплярах. Пригородные маршруты обслуживаются автобусами большой вместимости МАЗ-104, МАЗ-104С и средней вместимости МАЗ-256, Радимич А092..

МАЗ-103, -103С


МАЗ-103 — низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В больших объемах поставляется в Минск с 1997 года (эксплуатируется более 700 автобусов). С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус. В Осиповичах работает до 10 автобусов. Один из них – с двигателем Renault выпуска конца 1990-х, остальные машины выпущены в 2006-2008 годах. В 2009 году пришел автобус с рестайлингом МАЗ-103.465.

Также в парке работает автобус МАЗ-103С в пригородной модификации — с 2-мя дверьми вместо трех. Автобус пришел в начале 2008 года и работает на городских маршрутах. В 2009 году появился первый автобус МАЗ-103.465 (с рестайлингом).

МАЗ-104, -104С
МАЗ-104 — 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было поставлено в Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах республики. Последние обширные поставки были в конце 2005 года в несколько десятков городов республики. На городских и пригородных маршрутах Осиповичей работает 6-8 машин, две из них – в пригородной модификации МАЗ-104С с 2-мя дверьми вместо трех. Есть автобусы из последних партий с турбированными двигателями.
МАЗ-105
МАЗ-105 — сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики. С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Осиповичах в 2008 году пришел один автобус модели МАЗ-105, обслуживает городские маршруты.
МАЗ-256
МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах в разных городах республики. Представлен почти во всех белорусских городах. Минскими автопарками не эксплуатируется. В Осиповичах на пригородных, а также городских маршрутах работает до 5 автобусов МАЗ-256 (в версии с жесткими сиденьями).
Радимич А092
Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Осповичах 5 автобусов используются для работы преимущественно на пригородных маршрутах. Иногда работают на городских.
ПАЗ-3205, -4234
ПАЗ-3205 — недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205 используется редко (по сравнению с Россией). В Осиповичах несколько машин (в том числе и удлиненных) работают на пригородных маршрутах. Ежедневно 1-2 автобуса выходят и на городские маршруты.
Mercedes-Benz O405GВ Осиповичах с начала 2000-х годов работает один сочлененный автобус Mercedes-Benz O405G белого цвета. Он обслуживает городские маршруты в часы пик.

* — выведены из эксплуатации

С другими моделями подвижного состава автобусов Беларуси можно ознакомиться на страницах общего раздела «Подвижной состав«.