Гордость за локомотивное депо Витебск разносится под чёткий стук колёс далеко за пределы города

Почерк локомотивного депо Витебск — высокая надежность и четкий производственный ритм. В первом полугодии успешно выполнено большинство показателей прогноза социально-экономического развития. А по ряду важнейших позиций наметилось перевыполнение. Так, на 3,1% против плана удалось снизить себестоимость продукции, на 2% больше сберечь электроэнергии, а производительность труда перешагнула заданный рубеж на завидные 20,2%.

Предприятие работает в полную силу, что называется, по-ударному. Но когда заходишь на территорию депо, как ни странно, трудового накала не ощущаешь. Царит атмосфера спокойствия, удивительной чистоты и ухоженности. Такое ощущение, что попал в солидный научный центр, где идет неспешная исследовательская работа. И только мемориальный красавец паровоз знаменитой послевоенной серии «Л», установленный напротив административно-производственного корпуса, возвращает к реалиям.

Локомотивное депо Витебск – одно крупнейших на Белорусской железной дороге. Ему доверено ответственное и непростое дело: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт мощных грузовых тепловозов серии ТЭ10. Обычному читателю мало о чем скажут названия конкретных модификаций 2ТЭ10М, 2ТЭ10МК. Но именно такая техника главным образом и движет сегодня составы там, куда еще не пришла электрическая тяга. А это — значительная часть белорусской магистрали. Больше 60 тепловозов семейства ТЭ10 приписаны к локомотивному депо Витебск. По военным меркам – без малого танковый полк.

Начальник депо Сергей Карасёв точку зрения по поводу спокойствия на территории вверенного ему предприятия не разделяет.

– На самом деле нам приходится решать немало проблем, – говорит он. – Тепловозы, которые мы эксплуатируем, были получены еще в бытность СССР, Беларусь таких не выпускает. Обновление парка проблематично. В этих условиях еще в начале нулевых было принято решение постепенно модернизировать старый подвижной состав, обновить его начинку. И тут, помимо стандартных подходов, как, например, замена дизельных двигателей на более мощные, нам приходится постоянно изыскивать дополнительные резервы.

О достижениях рационализаторов депо Витебск уже не первый год пишет отраслевая пресса. Не один работник предприятия удостоен звания «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги». Совершенствуются не только узлы и агрегаты, но и методы тестирования техники, что позволяет вовремя выявлять дефекты и поддерживать подвижной состав в надежном состоянии.

Контроль качества – жесткий. И не только в силу принятых на транспорте строжайших норм и регламентов. Самые грозные «ревизоры» – это 252 машиниста депо Витебск и 180 их помощников, которые являются основными потребителями продукции участков техобслуживания и ремонта.

Мы пообщались с одним из них, машинистом-инструктором Андреем Новиком, который в депо уже без малого 20 лет, опытнейший и лучший в своей колонне. Разговорились у тепловоза 2ТЭ10МК, который экипировался в рейс.

– Потянем грузовой состав на Полоцк, – пояснил Андрей Афанасьевич. – Еду как наставник, а локомотив поведет молодая бригада.

Наш собеседник улыбнулся и похлопал ладонью по корпусу громадного локомотива, из недр которого раздавался сдержанный гул могучего дизеля:

– Он только с виду старичок. Машина прошла капитальный ремонт и глубокую модернизацию. Здесь свежая электроника, современные пульты управления с новейшей комплексной системой безопасности. Ну и, конечно же, более мощные двигатели. Управляя сцепкой из двух таких локомотивов, мне приходилось вести поезд весом в 8300 тонн. Это, конечно же, не мировой рекорд. Но для эксплуатационной практики – отличные показатели. Наша техника никогда не подводит.

Слова Андрея Афанасьевича дорогого стоят. Случайных людей в этой профессии нет. Одна только подготовка машинистов – сложный многолетний процесс, который, кстати сказать, – еще одно направление деятельности депо Витебск. По существующим правилам, чтобы пойти учиться на помощника машиниста, нужно первым делом освоить профессию слесаря. Затем претенденты направляются в дорожный учебный центр, где проходят подготовку в качестве будущих помощников машиниста. И только после 3 лет успешной работы – учеба на машиниста. В целом после овладения профессией слесаря весь этот путь занимает 5 лет.

– Машинисты у нас на вес золота, – говорит инженер цеха эксплуатации по безопасности движения Елена Иванова. – Профессия ответственная, ведь этот человек отвечает за жизни сотен людей, ему доверяют большие материальные ценности. По труду и солидная зарплата.

Где надежные люди, там и надежные машины. Следствие этого – особая атмосфера, что царит в депо. Когда идет поезд, пассажиры ощущают результаты этой работы. Но от посторонних глаз скрыта основа ее – неустанный и повседневный труд специалистов.

Заместитель начальника депо, высокий и подтянутый Дмитрий Демиденко, показал нам электромашинный участок, которому отдал 10 лет своей жизни.

– Да, на территории у нас чистота и порядок, растут цветы – это традиция, – рассуждает Дмитрий Александрович. – А в производственных помещениях, быть может, и нет той парадности. Но, знаете, именно там соль земли деповской.

Участки встретили нас стрекотом станков и всепроникающим запахом машинного масла. В подразделении, куда привел Дмитрий Демиденко, делают тонкую работу – ремонт электродвигателей тепловоза. Установленные на специальных подставках, якоря этих агрегатов здесь повсюду. Увесистые конструкции, каждая под тонну весом, они сразу обращают на себя внимание блеском медной проволоки катушек. От того, в каком состоянии якоря, напрямую зависит ход тепловоза. Тяговые электродвигатели стоят на каждой колесной паре и передают им крутящий момент.

– Капремонт якорей – трудоемкий процесс, – объясняет старший мастер участка по ремонту тележек, узлов и агрегатов Павел Лысых. – Мелочей не бывает. Нельзя допустить замыканий, несколько раз проверяем сопротивление, изоляцию, обкатываем двигатель в собранном виде, в нагретом состоянии. Массу параметров надо учесть!

Так, с особым тщанием, здесь относятся к делу. Да и нельзя иначе. Ведь в отличие от судов и кораблей, локомотивы своих якорей не бросают. Их бережно и основательно укладывают в двигатели, и надежностью этой кропотливой работы гарантируют безопасность движения поездов. Вот это и есть – соль земли деповской.

Фото Дмитрий Осипов.