В Бресте работает более 30 автобусных маршрутов. На маршруты выходят автобусы особо большой вместимости сочлененные МАЗ-105, 3-осные одиночные автобусы МАЗ-107. До недавнего времени немало маршрутов обслуживали венгерские Икарус-280, которые к концу 2011 года практически полностью выведены из эксплуатации. В Бресте немало автобусов большой вместимости МАЗ-103, МАЗ-104, Неман-5201. На некоторые маршруты выходят автобусы средней вместимости МАЗ-206, Радимич А092.
Ежедневно к услугам пассажиров – более 60 троллейбусов белорусского производства АКСМ-101, -201, -221, -321, МАЗ-Этон Т103.
В отличие от большинства других гордов, помимо муниципальных маршрутов городских парков, несколько маршрутов обслуживаются коммерческими фирмами. Они с начала 2000-х годов эксплуатируют прибретенные б/у автобусы из Западной Европы. В основном это Mercedes-Benz O305 и О405.
Кроме того, в Бресте раобтают многочисленные экспресс-маршруты. Маршрутные такси курсируют во все районы. Кроме частных перевозчиков, работу обеспечивают два десятка микроавтобусов Ford Transit Автоубсного парка №1. Что характерно для маршрутных такси Бреста, во внешнем оформлении микроавтобусов используются крупные цифры с номером маршрута, что значительно упрощает жизнь ожидающим на остановках пассажирам.
В последние несколько лет приобретаются автобусы и троллейбусы с низким либо пониженным уровнем пола. Срок эксплуатации ограничен 15-ю годами. С характеристиками и информацией о моделях можно ознакомиться на странице «Подвижной состав».
Каждый автобус и троллейбус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. В данное время немало единиц подвижного состава оборудовано электронными информационными системами белорусского производства предприятий «МЭМЗ» и «Интеграл». Табло состоят из блинкеров и светодиодов, одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования. На табло внутри салона отображаются названия остановок, а также справочная информация. Названия остановок, а также дополнительная информация сообщается по внутрисалонным громкоговорителям водителем либо информационной системой.
Городские маршруты должны предусматривать перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и иметь промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 — 800 метров и при малоэтажной застройке — 500 — 1000 метров.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров.
Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А» либо «Т». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования, начале и окончании движения, интервале движения в минутах во временных интервалах с 5 до 9 часов, с 9 до 15 часов, с 15 до 19 часов и с 19 до 24 часов. Для маршрутов с большими или нерегулярными интервалами движения приводится поминутное расписание всех рейсов по данному остановочному пункту. Допускается опоздание не более трех минут.
Работа троллейбусных маршрутов контролируется линейными диспетчерскими станциями на конечных пунктах следования. В Бресте работают крупные диспетчерские станции на конечных Цветотрон и ПС Виктория (прежнее название «База ОПС»), Областная больница.
Наиболее крупные конечные автобусов – Газоаппарат (более 20 маршрутов), Цветотрон, Южный, Центральная городская больница.
В центре города, между железнодорожным вокзалом и крупной конечной станцией автобусов Газоаппарат, находится автобусный вокзал. Он обслуживает около 6 десятков пригородных и междугородных маршрутов.
С формами и способами оплаты городских перевозок можно ознакомиться на странице «Оплата проезда».
Иван Войтешонок 2006-2011