Перевозки пассажиров в Пинске и окрестностях осуществляется ОАО «Пинский автобусный парк». Адрес: 225710, г. Пинск, ул. Брестская, 111. Интернет-сайт: www.avtopark.pinsk.by
Пинское автотранспортное предприятие создано 15 января 1940 года. После войны на предприятии работало около 70 сотрудников, которые обеспечивали работу 6 автобусов на шасси ГАЗ-АА и 15 грузовых автомобилей ЗИС-5. В 1949 году открылся первый городской маршрут «Вокзал – Стадион ВМФ», а также 4 междугородных маршрута в близлежащие райцентры. В 1955 году произошло разделение на две автотранспортные конторы: пассажирского и грузового профиля. В итоге 1 августа 1955 года образовалось полностью автобусное предприятие, в 1962 году переименованное в автобусно-таксомоторный парк. В это же время парк переезжает с Полесской ул. на ул. Черняховского, а с реализацией типового проекта автопарка в 1966 году снова переселяется – на Безымянный проезд, 10. В 1972 году парк становится Автоколонной №2431, которая в 1982 году реорганизуется в «Автобусный парк №3». В 2002 году к пинскому автопарку был присоединен Автобусный парк №13 (г. Иваново), который стал его филиалом. В 2009 году автобусный парк получил статус открытого акционерного общества.
В структуру Автобусного парка №3 входят три колонны и авторемонтные мастерские, филиал в Иваново, автовокзал в Пинске и автостанция в Логишине. Колонна №1 обслуживает загородные перевозки по пригородным, междугородним и международным маршрутам. Также колонна занимается заказными перевозками. В распоряжении имеется 91 автобус и более 160 водителей. Колонна №2 обеспечивает городские перевозки в Пинске – 87 автобусами, на которых работает более 160 водителей и 200 кондукторов. Автоколонна №3 – это 22 водителя 11-ти автомобилей-такси. Филиал «Иваново» обеспечивает перевозки в г. Иваново.
Организация движения
Автобусный парк Пинска обслуживает 37 городских, 110 пригородных, 32 междугородних и 6 международных маршрутов. Общая протяженность маршрутной сети составляет 11462 километра, из них городские маршруты – 327 км, пригородные – 3497 км.
Городские маршруты обслуживают преимущественно автобусы МАЗ моделей 103, 104, 105, 107, а также автобусы Икарус-280.
К услугам пассажиров пригородных маршрутов – автобусы средней вместимости МАЗ-206, МАЗ-256, Радимич А092, автобусы большой вместимости МАЗ-103, МАЗ-104, Неман-52012, особо большой вместимости Икарус-280. На междугородних маршрутах работают автобусы Радимич, МАЗ-152, МАЗ-251, МАЗ-256, Икарус-250,-256, а также б/у туристические автобусы из Западной Европы.
Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и иметь промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 — 800 метров и при малоэтажной застройке — 500 — 1000 метров.
В Пинске четко поставлена работа над рациональной организацией движения городских автобусов. Оптимально подобраны марки автобусов по маршрутам. Применено несколько интересных решений. К примеру, на маршруте 11 эксплуатируются исключительно 15-метровые трехосные автобусы МАЗ-107 с оптимальными интервалами. Существуют кольцевые маршруты, например 5 и 6, охватывающие большинство популярных мест города. Маршруты 18 и 28 являются кольцевыми, направленными в разные стороны на западе и востоке города, а в центральной части идут прямолинейно. Для некоторых маршрутов организован заезд к крупным предприятиям. Существуют два кольцевых ночных маршрута 35н и 36н.
Каждый автобус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. В данное время в Пинске большинство автобусов МАЗ имеют электронные табло белорусского производства предприятий «МЭМЗ» и «Интеграл». Табло состоят из блинкеров и светодиодов, одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования. На табло внутри салона отображаются названия остановок, а также справочная информация. Названия остановок, а также дополнительная информация сообщается по внутрисалонным громкоговорителям водителем либо информационной системой.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. На всех остановках вывешено поминутное расписание. По речевым информаторам в автобусах пассажиров также информируют о месте нахождения расписания движения в сети Интернет.
Все автобусы Пинска оснащены спутниковыми GPS-устройствами, позволяющими диспетчерам отслеживать работу каждой машины. Помимо этого, в городе на крупных конечных остановках работают диспетчерские пункты, такие как «ЖД вокзал», «Западный», «Центральная больница».
Поскольку через Пинский район проходит всего одна железнодорожная ветка, а часть района находится на правом берегу Припяти, в которую ведет всего одна дорога из города, очень популярны пригородные автобусные перевозки. Несколько десятков маршрутов с интенсивным движением обслуживает большой автобусный вокзал с множеством посадочных платформ. В городе также расположено несколько автокасс для продажи билетов на пригородные автобусы.
Оплата проезда
Проезд пассажиров в городском общественном транспорте оплачивается покупкой билетов на проезд. Стоимость проезда в автобусах обычных городских маршрутов составляет 600 рублей. Льготный проезд с 50-процентной оплатой отменен в декабре 2007 года. Стоимость поездки не зависит от протяженности маршрута.
Билеты на проезд можно приобрести у кондуктора, который есть в каждом автобусе. Талоны отрывные и действуют только в данном автобусе и только во время данной конкретной поездки, то есть нельзя купить талоны для последующих поездок. Идентификация талона производится по номеру билета из рулона кондуктора. Можно также оплатить проезд покупкой проездных билетов с заданным сроком действия: проездные билеты на декаду, а также проездные билеты на один месяц. Погашение проездных билетов не требуется. Проезд разрешен исключительно в течение периода года, указанного в билете.
Пассажир обязан в промежутке до следующей остановки оплатить проезд: при отсутствии проездного билета купить у водителя и прокомпостировать билет, прокомпостировать заранее купленный талон.
Характерной особенностью являются дополнительные автокассы по продаже билетов на проезд в пригородных автобусах. То есть пассажиры, ожидающие автобус не на автовокзале, могут приобрести билет на крупных остановках при выезде из города до приезда автобуса. Тем самым сокращается время на остановки в черте города.
Проконтролировать оплату проезда имеет право кондуктор, находящийся в салоне, водитель автобуса, а также ревизоры. Документы на проезд должны предъявляться по первому требованию данных лиц. Однако только ревизоры имеют право налагать штраф за безбилетный проезд. Ревизор в обязательном порядке обязан иметь удостоверение ревизора. При взимании штрафа ревизор обязан выдать квитанцию об уплате стоимости штрафа. Уплата штрафа не освобождает от оплаты проезда.
При поломке автобуса пассажиры, пересевшие в следующий автобус, имеют право проезда по билету, погашенному в неисправном.
Иван Войтешонок 2010