Глубокое

Глубокский район находится в северо-западной части Витебской области. Центр района- город Глубокое, находится в 176 километрах от Минска и 187 километрах от Витебска, имеет устойчивое автобусное и железнодорожное сообщение.
Площадь района составляет 1.8 тысяч квадратных километров, численность населения — около 48.3 тысяч человек. На территории района размещено 418 населенных пунктов.

Глубокое является крупным центром перерабатывающей промышленности, в районе работает свыше 100 предприятий. Здесь находится крупнейший в СНГ молочноконсервный комбинат, Глубокский мясокомбинат, крупнейший в Витебской области консервный завод, комбикормовый завод и льнозавод, птицефабрика. Производством сельскохозяйственной продукции занимается 27 хозяйств. Количество населения города составляет 20 тысяч человек.

Система образования представлена 40 школами и 16 детскими садами. Для занятия физкультурой и спортом в районе задействовано 178 спортивных сооружений. В систему учреждений культуры входит 40 учреждений клубного типа, 42 библиотеки, 6 музыкальных школ, детская школа искусств,  Дом ремесел и историко- этнографический музей.

Глуботчина богата озерами, которых насчитывается свыше 110, из них — самое глубокое озеро в Беларуси — оз.Долгое (глубина 53.7 метра). Четверть территории района занимают леса, преимущественно хвойные. Лесные угодья и озера богаты промысловыми видами животных и рыбой.

Первое письменное упоминание о местечке Глубокое датируется 1414 годом, когда наследник молдавских князей З.Братошыч получил от великого князя Витовта право на владение им в числе прочих поселений. Постановлением Виленского сейма в 1556 году местечко Глубокое было поделено на две части, юго- западная, принадлежала шляхетскому роду Зеновичей, а северо- восточная, принадлежала Корсакам.

В ходе второго передела Речи Посполитой Глубокое отошло в состав Российской империи. Летом 1812 года в ходе своего похода на Россию в Глубоком останавливался Наполеон. Прожив шесть дней в стенах камелитского монастыря он сделал запись в своем дневнике: «Если бы я мог взять его (костел) с собой в Париж, то ему не было бы стыдно находиться по соседству с «Нортр-Дам».
На протяжении 19 столетия Глубокое принадлежало князю Витгенштейну. После подписания Рижского мирного договора в 1921 году земли района отошли к Польше. С 15 декабря 1940 года город находился в составе БССР. 
Глубокским районом налажено тесное сотрудничество с городами-побратимами Новосокольники (Россия), Слупцы и Бухов (Польша). С 2000 года складываются дружеские партнерские отношения с официальными лицами и общественными организациями Германии «Народным Союзом Германии по уходу за военными могилами».

Глубокский район участвует в реализации проекта развития международного сотрудничества в рамках Еврорегиона «Озерный край», с участием представители ряда приграничных районов Латвии, Литвы и Беларуси.

Транспорт представлен автобусами и маршрутными такси, работают как городские, так и пригородные и междугородние маршруты.

Основной транспортной организацией района, осуществляющей перевозку грузов и пассажиров, является ОАО «Автотранспортное предприятие №16». Адрес: 211800, Глубокое, Красноармейская, 84. Контактный телефон: +375 2156 2-81-86.

Работает 10 городских маршрутов, и множество пригородных и междугородних. Также АТП-16 обслуживает маршруты г.п. Шарковщина. Все пригородные и междугородние автобусы отправляются от Автостанции  “Глубокое”.

Ежедневно на 10 городских маршрутов выходит 11 автобусов. На линию выходят автобусы моделей МАЗ-206, Радимич А092,-АО921, ЛАЗ 695 Н, МАЗ 256, Нёман 5201. На пригородных маршрутах к услугам пассажиров – автобусы Радимич А092, ПАЗ 3205,-4234, МАЗ 256, ЛАЗ 695 Н. На междугородных маршрутах работают автобусы МАЗ-152, Радимич А092, ЛАЗ 695 Н.

Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и имеют промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними в 400-800 метров. Каждый автобус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. По одному автобусу МАЗ 206 и Неман 5201 пришли с электронными светодиодно-блинкерными табло, которые одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования.

Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования и поминутное расписание автобусов.

Стоимость проезда на городских автобусных маршрутах 1100 рублей (конец 2011 года), работают кондукторы, используются рулонные отрывные талоны. На междугородних маршрутах билеты продают водители и кондукторы.

Список маршрутов:

МаршрутПримечание
1  Пивзавод — Больница
2  Райполивсбыт — Станули
3  РНК — Больница
4  Профлицей — РНК
5  Профлицей – ЖКГ
6  ЖКГ – Боьница
7  Садовая — Больница
8  Автостанция – ЖД вокзал
9  Шунейцы — Больница
10  Больница — Шуневичи

Подвижной состав

В настоящее время в автопарке имеется автобусы марок Радимич А092,-А0921, (городской и междугородней модификаций), МАЗ-256, МАЗ-206, МАЗ 152, ПАЗ-3205, -4234, Неман-5201, ЛАЗ-695 Н, ГАЗ 3705. По ссылкам в начале описания модели Вы можете перейти на страницы с технической информацией об автобусах.

МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. В Глубоком есть 2 автобуса данной модели.

МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz, а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. Один автобус 2007 г.в. работает на городских маршрутах Глубокого.

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах Глубокого.

Радимич А092— 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Глубоком работает несколько машин всех исполнений.

Неман-5201 — 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится в белорусском городе Лида на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. Работает на городских и пригородных маршрутах. В парке имеется 3 автобуса, эксплуатирующиеся на городских маршрутах.

ПАЗ-3205 — недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205 используется редко. Несколько автобусов данной модели работает на пригородных маршрутах.

ПАЗ-4230 – 8,5-метровые автобусы российского производства для пригородных и междугородных перевозок. В 2007-2008 годах автобусы  приобретались для автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и в варианте с увеличенной колесной базой в качестве недорогих автобусов для междугородных маршрутов. На пригородных маршрутах работают также длиннобазные «Авроры» — КАвЗ-4238.

ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман» в Лиде. Одна машина белорусской сборки в двухдвёрном исполнении эксплуатируется в глубокском автопарке исключительно на городских маршрутах.

ЛАЗ-695, -697, -699. ЛАЗ-695 – 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок. К началу 2000-х годов в белорусских городах работали автобусы модификации 695Н, приходивших с 1976 по 1993 годы. В настоящее время в автопарке осталось только пару автобусов ЛАЗ 695Н, выходящих как на городские маршруты, так и на пригородные.

ЛАЗ-699 – междугородный автобус на удлиненном шасси от ЛАЗ-695. Для обеспечения приемлемой скорости за городом были применены другой ведущий мост, более мощный двигатель.  Также на междугородных линиях к концу 2009 года продолжали работать два автобуса ЛАЗ-699.

Икарус-263 — городские и пригородные 12-метровые автобусы, модернизированный вариант Икарус-260. Небольшое количество автобусов работало с конца 1980-х годов в Минске и в единичных экземплярах в других городах. В данный момент на территории Беларуси их практически не осталось. Но в Глубоком по состоянию на 2009 год продолжал работать один автобус, причем в редком исполнении — пригородном с 2-мя дверьми складного типа.

Дмитрий Сасим   2009-2010

Фотоматериалы: Дмитрий Сасим, Иван Войтешонок, Владимир Фишман