Подвижной состав

Подвижной состав

 — Трамваи

 — Автобусы

Трамваи

Подвижной состав — трамваи белорусского производства АКСМ-60102 и российского производства КТМ-5М3. Все вагоны в хорошем состоянии, с опрятным и чистым салоном. Ранее вагоны КТМ работали по системе многих единиц, однако в последние годы вагоны используются поодиночке.


КТМ-5

КТМ-5 – 4-осный 3-дверный трамвай с реостатно-контакторной системой управления тяговыми электродвигателями. Одна из самых массовых моделей советских трамваев выпускалась на Усть-Катаевском вагоностроительном заводе в 1980-х годах. Внешне узнаваема благодаря широким одностворчатым дверям с цепным приводом, сдвигающимся по боковинам во время остановки. Вагоны поставлялись в три города – Витебск, Новополоцк и Мозырь. По состоянию на начало 2009 года вагоны составляют около 80 % парка в Новополоцке. Эксплуатируется как в одиночном варианте, так и по системе многих единиц (два вагона). Большинство вагонов КТМ-5 – 1973 года выпуска. Небольшое количество трамваев пришло в 1986 и 1992 годах (5 и 2 трамвая соответственно). Вагоны имеют номера с 001 по 049. Несмотря на возраст, вагоны находятся в хорошем техническом состоянии. Внешний вид – среднего уровня, но салоны – аккуратные и ухоженные. К сожалению, ввиду того, что на линии одновременно работает до 10 вагонов, большинство КТМ-5 простаивают в депо. 

АКСМ-60102

АКСМ-60102 – 4-осный 3-дверный трамвай с тиристорно-импульсной системой управления тяговыми электродвигателями. Трамваи выпускаются в Минске и поставляются с первой половины  2000-х годов в Минск, с середины 2000-х годов – в Витебск, Новополоцк. В Новополоцке работает 6 вагонов 2004-2006 годов выпуска с номерами 050-055, оснащенных речевыми информаторами и электронными табло.

Автобусы

В городе до недавнего времени основой автобусных перевозок являлись сочлененные Икарус-280. Теперь же большинство автобусов – марки МАЗ. На городских маршрутах работают автобусы МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-105, МАЗ-203, Неман-5201, Икарус-280, небольшое количество 15-метровых автобусов МАЗ-107. На маршруте 5 «Новополоцк-Полоцк» работают преимущественно сочлененные автобусы МАЗ-105 и Икарус-280. На 10-м маршруте – автобусы МАЗ-103 и МАЗ-107.

На пригородных маршрутах задействованы автобусы МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-105, МАЗ-203. Междугородные маршруты обслуживают автобусы МАЗ-152, МАЗ-251, МАЗ-256,  Радимич А092.


МАЗ-103, -103С

МАЗ-103 — низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. 
Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус.В Новополоцке в основном работают машины первых лет выпуска (1999-2002), с механическими коробками передач и двигателями ММЗ и Renault.

МАЗ-104, -104С

МАЗ-104 — 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было поставлено в Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах республики. Последние обширные поставки были в конце 2005 года в несколько десятков городов республики, в том числе и в Новополоцк. Около десятка таких машин сиреневого цвета работает на городских и пригородных маршрутах.

МАЗ-105

МАЗ-105 — сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного  автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики (Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигательMercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Новополоцке работает около десятка машин с высоким моторным отсеком и двигателем Renault и около двух десятков автобусов с немецкими двигателями и АКПП. Машины работают как в городе, так и на маршруте 5, связывающем Новополоцк с Полоцком.

МАЗ-107

МАЗ-107 — низкопольный 14,5-метровый 3-дверный автобус городского типа. Унифицирован с моделью МАЗ-103. Оснащается двигателями Mercedes-Benz и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Модель предназначена для автопарков, на маршрутах которых вместимости стандартных автобусов не хватает, однако не имеющих  необходимости в использовании более сложных сочлененных. С середины 2000-х годов поставляется в отдельные города республики. В Новополоцк было поставлено 6 машин в 2006-2007 годах. В 2009 году пришло несколько машин с модернизированным внешним видом.

МАЗ-152

МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. Несколько машин работает и в автопарке Новополоцка.

МАЗ-203

МАЗ-203 – городской полностью низкопольный 3-дверный автобус, второго поколения, выпускающийся с 2006 года. Представляет собой дальнейшее развитие модели 103 на более высоком техническом уровне. Модель предназначена для городов с большими пассажиропотоками. Низкий уровень пола обеспечивает максимально комфортную посадку и ускоряет процесс посадки-высадки. Автобусы оснащаются двигателями Mercedes-Benz и автоматическими коробками передач. В конце 2007 года четыре автобуса данной модели пришли в Новополоцк. Они работают на городских и пригородных маршрутах.

МАЗ-206, -226

МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz, а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. В 2007 году в город пришло 6 автобусов данной модели — из первых серийных партий. Они используются преимущественно на пригородных маршрутах.

МАЗ-251

МАЗ-251 – комфортабельный туристический лайнер. Автобус обладает современным индивидуальным дизайном. Предназначен для международных пи междугородних перевозок на большие расстояния, а также для туристических поездок. Модель обладает просторным салоном, расположенным на большой высоте от дороги. Оборудуется кондиционером, биотуалетом, кухней, мини-баром, отделенным от салона спальником для отдыхающего водителя-сменщика. Автопарк Новополоцка стал самым первым парком, получившим автобус данной модели. В начале 2006 года автобус графитового цвета с серийным номером 3 вышел на маршрут «Новополоцк-Минск». Вскоре в парке появился еще один МАЗ-251.

МАЗ-256

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах в разных городах республики. Представлен почти во всех белорусских городах. В Новополоцке содержится несколько автобусов в комплектации с мягкими сиденьями для работы на междугородных маршрутах.

Радимич А092

Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В части городов используются на городских маршрутах – в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Полоцке, Осиповичах, Мяделе и других. Несколько автобусов используется на пригородных и междугородных маршрутах.

Неман-5201

Неман-5201 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится в белорусском городе Лида на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. В Новополоцке работает один автобус.

Неман-52012

Неман-52012 11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса Неман-5201). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных маршрутах. Несколько автобусов работает на пригородных маршрутах Новополоцка.

Икарус-250/ -256

Икарус-250/ -256 — туристические автобусы, работающие на междугородных маршрутах. В данное время заменяются более современными автобусами.

Икарус-280

Икарус-280 — городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства. С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В данное время активно заменяются новыми моделями белорусского производства. В новополоцком автопарке эксплуатируется около двух десятков сочлененных Икарусов, часть из них прошли капитальный ремонт на Гомельском авторемонтном заводе. Постепенно они заменяются автобусами МАЗ-105 и МАЗ-107.

Туристические автобусы

Несколько моделей междугородных автобусов иностранного производства работают в автопарках многих городах республики. В новополоцком автопарке эксплуатируется несколько автобусов Setra, а также автобусы кузовного ателье Irizar на шасси Iveco.. Они выполняют экскурсионные поездки и работают на междугородных маршрутах.

ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман» в Лиде. В Новополоцке работает несколько автобусов белорусской сборки.