Гродно

Маршруты

Оплата проезда

Подвижной состав

Организация движения

Парки

Гродно – областной центр на западе республики, расположенный на берегах одной из самых красивых и известных рек Беларуси — Немана. Это один из самых интересных городов страны с архитектурной точки зрения, город с интересной и достойной историей, чудом после войн сохранившейся в узких улочках и холмах вдоль Немана. Поделен на два района: Ленинский и Октябрьский. В нем проживает более 325 тысяч жителей.

Общественный транспорт в Гродно представлен автобусами, троллейбусами и маршрутными такси. В городе работает Автобусный парк №1 объединения «Гроднооблавтотранс» и Троллейбусное депо. По Гродно проложено более 30 автобусных и 11 троллейбусных маршрутов.

Первое упоминание о Гродно в Ипатьевской летописи как о резиденции первого гродненского удельного князя Всеволода Давидовича датируется 1128 годом. Гродно был центром Городненского удельного княжества в составе Киевской Руси при Рюриковичах. В 13 веке был присоединён к Литве князем Миндовгом. В 1300 году каштеляном Гродненского замка становится знаменитый Давид Гродненский, ближайший соратник Гедимина и правнук Александра Невского. Под его руководством в течение 25 лет город героически отражал все атаки немецких меченосцев. С переходом города во владение князя Витовта, на рубеже 14 и 15 веков Гродно становится лучшим, после столицы Вильни, городом страны. В 1413 году Гродно стал поветовым городом Трокского воеводства. В 1496 году получено Магдебургское право. В 1569 году, с подписанием Люблинской унии, город входит в состав Речи Посполитой. В 1576 году король Стефан Баторий строит дворец, остатки которого есть в Гродно и сейчас и известны как Старый замок. Некоторое время замок был королевской резиденцией. После объединения православных и католических церквей в Гродно обосновались монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, кармелитов и бригиток. К концу XVIII века в городе было 9 костёлов и 2 униатских монастыря. Некоторые из них сохранились до наших времен, как один из символов Гродно – Фарный костел.

В 1770-1780 гродненский староста, литовский надворный подскарбий Антоний Тизенгауз основал в городе и его окрестностях ряд мануфактур: суконную, полотяную, оружейную, чулочную, каретную. Им же был открыт первый в городе театр. Работала медицинская академия. 27 мая 1793 г. в Гродно в здании Нового Замка состоялся последний польский сейм, утвердивший второй раздел Речи Посполитой. Гродно было одним из очагов восстания Тадеуша Костюшко 1794 года. В 1795 г. в результате третьего раздела Речи Посполитой город вошёл в состав Российской империи. В Гродно состоялось отречение от престола последнего короля Польши — Станислава II Августа Понятовского. В 1801 г. Гродно стал центром Гродненской губернии. В 1803 г. завершены работы по реконструкции канала Огиньского, соединившего бассейны Днепра и Немана, после чего гродненская пристань стала одной из крупнейших на Немане.

В 1862 году через Гродно прокладывают первую на территории Беларуси железную дорогу из Петербурга в Варшаву, что способствовало еще большему развитию города. Во время Первой мировой войны город был захвачен немецкими войсками, а в 1921 году, после Рижского мирного договора, вошел в состав Польши. Промышленность города пришла в упадок, значительно сократилась численность населения. В 1939 году, с объединением Беларуси, город перешел к СССР. В 1941 году город одним из первых был захвачен немецкими оккупантами. Уцелело немало памятников архитектуры, однако многие уникальные здания восстановить было невозможно, в том числе городскую ратушу. Город был освобожден от гитлеровцев 16 июля 1944 года.

В советское время город стал крупнейшим промышленным центром на западе БССР. В Гродно строятся предприятия-гиганты «Азот» и «Химволокно». Сейчас Гродно – уникальнейший город республики, с наибольшим количеством кварталов исторической застройки, старейшей в Беларуси Коложской церковью, Старым и Новым замками на высоких берегах Немана, костелами и кирхами. В городе работают Ботанический сад и зоопарк с более чем 100-летней историей.

Иван Войтешонок    2006-2009

Фотоматериалы Ивана Войтешонка

©  beltransport.by    2009