Организация движения
В Гродно работает более 40 автобусных маршрутов и 12 троллейбусных. Ежедневно на линию выходят более 150 автобусов из Автобусного парка №1 и около 180 троллейбусов из Троллейбусного депо.
К услугам пассажиров – автобусы средней вместимости МАЗ-206, большой вместимости МАЗ-103, МАЗ-104, Неман-5201, Неман-52012, Икарус-260; а также автобусы особо большой вместимости МАЗ-105 и Икарус-280. Автобусный парк входит в общеобластную структуру «Гроднооблавтотранс». Ее руководство располагается в Гродно.
Пассажиров перевозят троллейбусы АКСМ-101, ЗИУ-682, АКСМ-201, небольшое количество низкопольных АКСМ-321 и два МАЗ-103Т. Ежедневно на линию выходит около 180 троллейбусов. Работу троллейбуса обеспечивают около полутора десятков тяговых подстанций.
Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и имеют промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 — 800 метров и при малоэтажной застройке — 500 — 1000 метров.
Каждый автобус и троллейбус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. В данное время немало единиц подвижного состава оборудовано электронными информационными системами белорусского производства предприятий «МЭМЗ» и «Интеграл». Табло состоят из блинкеров и светодиодов, одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования. На табло внутри салона отображаются названия остановок, а также справочная информация. Названия остановок, а также дополнительная информация сообщается по внутрисалонным громкоговорителям водителем либо информационной системой.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А» либо «Т». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования, начале и окончании движения, интервале движения в минутах во временных интервалах с 5 до 9 часов, с 9 до 15 часов, с 15 до 19 часов и с 19 до 24 часов. Для маршрутов с большими или нерегулярными интервалами движения приводится поминутное расписание всех рейсов по данному остановочному пункту. Допускается опоздание не более трех минут.
Работа троллейбусных маршрутов контролируется линейными диспетчерскими станциями на конечных пунктах следования, такими как ДС Девятовка или Фолюш. Троллейбусное движение также контролируется посредством радиосвязи: на некоторых установках установлены принимающие устройства. Они получают сигнал от антенны троллейбуса, закрепленной в кабине водителя.
Работа автобусов на маршрутах контролируется на конечных, а ткже на промежуточных пунктах. В Гродно осталась с советских времен диспетчерская система с информационными табло на остановках. На них пассажиры могут увидеть, автобус какого маршрута прибудет в ближайшее время и когда он прибудет. Ранее такие системы имелись и в других городах, однако практически все были выведены из эксплуатации. В Гродно табло можно увидеть на вокзале, на площади Тызенгауза, проспекте Клецкова.
Наиболее крупные конечные остановки автобусов в Гродно – это Белые росы, Тавлая, Репина, Вишневец, Фолюш. Наиболее крупные конечные станции троллейбусов – Фолюш, Девятовка, Химволокно, Азот.
У водителя при работе на городском маршруте имеется «карточка». В карточке содержится ее номер на маршруте, номер маршрута, время выезда и заезда в парк, время перерывов, смены водителей и обедов. В основном поле располагается таблица с указанием точного времени прибытия на контрольные и конечные пункты (время отметок). Карточки различают односменные (водитель выезжает из парка и заезжает в парк), двусменные (смена водителей производится на диспетчерской станции). Также бывают карточки с резервом (до обеда по маршруту, после обеда — в резерв), и разрывом (перерыв в работе составляет 3-5 часов, автобус находится на диспетчерской станции либо в парке), а также другие. Также практикуется плановое переключение машины на другой маршрут («смешанные» карточки). Чаще всего такие «карточки» применяются на маршрутах, работающих в часы пик. В этом случае машина начинает работу, например, по 8 маршруту, а во внепиковое время переключается на 1-й маршрут.
Для обеспечения пригородных, междугородных и международных перевозок в Гродно предназначен автобусный вокзал. Несколько лет назад он претерпел реконструкцию и получил современный внешний вид. Он включает платформы для отправления пригородных маршрутов, междугородных маршрутов, платформы прибытия, площадки отстоя автобусов, диспетчерский пункт, комнаты отдыха водителей.
К услугам пассажиров — билетные кассы, киоски, зал ожидания, кафетерий, туалеты. На стенах зала ожидания размещены ленты с расписанием автобусов, схемы размещения сидений в салоне. Помимо окна справок, информацию об автобусных маршрутах можно получить в бесплатном справочном автомате.
С формами и способами оплаты городских перевозок можно ознакомиться на странице «Оплата проезда».
Иван Войтешонок 2005-2008
Фотоматериалы Ивана Войтешонка и Александра Пылаева
© beltransport.by 2009