Подвижной состав

Подвижной состав

Основу городских перевозок составляют автобусы большого класса Неман-5201 и особо большого класса Икарус-280. В 2007-2008 годах на замену Икарусам стали приходить сочлененные автобусы белорусского производства МАЗ-105, оборудованные электронными табло, работает 7-8 автобусов. Есть также несколько МАЗ-103, Икарус-280.

На пригородных маршрутах в основном работают автобусы ЛАЗ-695, после капремонта оборудованные дизельными двигателями. На маршрутах в сторону Жировичей задействованы сочлененные Икарус-280. Также на некоторых маршрутах работают в единичных экземплярах МАЗ-103, Икарус-260. На междугородных маршрутах работает несколько автобусов МАЗ-152 и МАЗ-256, несколько междугородных машин Радимич А092, один автобус Неман-520122 (улучшенной комфортности).

Модели автобусов, эксплуатирующихся в Слониме:

МАЗ-103 — низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В Слониме работает несколько автобусов данной модели. Используются на городских маршрутах.

МАЗ-105 — сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного  автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Слониме на городских маршрутах ежедневно работает около 10 единиц МАЗ-105. В основном это автобусы с двигателями Евро-3, выпущенные в 2007-2008 годах. В 2010 году поступило несколько автобусов МАЗ-105.465 с модернизированным внешним видом.

МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. В Слониме на междугородных маршрутах используется минимум 2 автобуса данной модели.

МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах в разных городах республики, в том числе и в Слониме (несколько машин пару лет назад поступило в автопарк).

Неман-5201 — 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится непосредственно в Лиде, на северо-западной окраине города на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. Эксплуатируется в Бресте, Гродно, Молодечно, Жлобине, Полоцке, Вилейке, Солигорске, Слуцке и  многих других городах республики. В Слониме несколько лет назад появились автобусы с двигателем ЯМЗ в нескольких вариантах окраски. На городских маршрутах работает не менее 5 единиц. В 2009 году появились автобусы с двигателем Caterpillar и автоматической коробкой передач (два фото внизу справа и внизу сллева) Также в Слониме работает автобус Неман-520122 — вариант улучшенной комфортности пригородного автобуса Неман-52012.

Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Слониме работает 5-7 автобусов, в том числе и в междугородней модификации с мягкими сиденьями. Несколько машин ежедневно работают на городских маршрутах.

Икарус-250/ -256 — туристические автобусы, работающие на междугородных маршрутах. В данное время заменяются более современными автобусами. Во многих городах автобусы уже выведены из эксплуатации, в Слониме к 2009 году оставалось всего несколько машин.

Икарус-260 — городские 11,5-метровые автобусы венгерского производства с 3-мя ступенями на входе. С начала 1980-х годов – одна из самых массовых моделей городских перевозок в Беларуси наряду с ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. В данный момент их практически не осталось. С 2007 года в Минске выведены из эксплуатации. В 2008-2009 годах практически полностью исчезли с улиц белорусских городов. В Слониме в 2010 году продолжал работать минимум один автобус.

Икарус-280 — городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства. С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В 2007 году выведены из эксплуатации в Минске. В данное время активно заменяются новыми моделями белорусского производства и в других городах. В Гродненской области темпы замены автобусов на более новые не столь высоки, как в других. В 2010 году на городских маршрутах Слонима продолжали работу несколько автобусов. Они используются как на городских, так и на напряженных пригородных маршрутах.

ЛАЗ-695 –8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок по всей республике. К началу 2000-х годов в белорусских городах работали автобусы модификации 695Н, приходивших с 1976 по 1993 годы. В 2007 году автобусы выведены из эксплуатации в Минске, а за 2007-2008 годы практически исчезли из других белорусских автопарков. В основном автобусы остались в небольших городах Витебской и Гродненской областей. В Слониме работает 1-2 автобуса.

На снимках: автобусы ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699

Кроме того, в Волковыске в 2009 году продолжали эксплуатировать еще более редкие автобусы ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699 для обслуживания междугородных маршрутов. В 2010 году оставался всего один автобус ЛАЗ-697.

На снимках: автобус ЛАЗ-697    

Иван Войтешонок, Виктор Шерышев   2009-2010

Фотографии: Владимир Савайтан, Иван Войтешонок