Город Червень , райцентр расположенный в 60 километрах от Минска на трассе «Минск-Могилевы» . Червень один из древнейших городов Беларуси ,первое упоминание о нем датировано 1387 годом. До 1923 года он назывался Игумень. После революции, название оказалось идеологически неправильным и в честь победы Красной Армии над белополяками город был переименован. Однако маленькая речушка протекающая около города в народе продолжала называться Игуменкой.
Червень — типичный райцентр Беларуси. В городе отсутствуют какие-либо значимые промышленные предприятия. Стандартный набор — маслосырзавод, спиртзавод, лесопилка. Видимо по этой причине город, можно сказать, застыл в своем развитии и с 60-х годов практически не изменился, разве что деревянные дома на основных улицах стали больше походить на развалюхи. Молодой человек может обойти город с конца в конец максимум за 40 минут. Как следствие, неразвитость городского транспорта. С 60-х годов в городе два автобусных маршрута, причем это не чисто городские маршруты, а связывают они город с двумя близлежащими деревнями Натальевск и Войнилово. Правда периодически появлялся и исчезал какой-нибудь третий маршрут.
Удаленность на 60 км от Минска обусловило статус связи с Минском как междугородный. По этой причине регулярные перевозки пассажиров по маршруту Минск-Червень в 60-80-х годах осуществлялась исключительно Автобусным парком №2 г.Минска. До середины 70-х годов это были автобусы ЛАЗ-695, с увеличением поставок в АП-2 Икарусов и повышением качества обслуживания «жесткие» ЛАЗы постепенно заменялись «мягкими» Икарусами-255,256. Но в середине 90-х начался откат назад, на маршруте снова появились ЛАЗы, несколько рейсов в день выполняли даже автобусы АП-4. Потом маршрут АП-2 стал делить маршрут с АП-3.
По состоянию на 2009 год в городе работало три городских маршрута. Однако если в былые годы автобусы ходили каждый день с интервалом 15-40 минут, то сегодня по выходным они не работают. А в будние дни — утром, в обед и вечером, т.е используются только для подвоза жителей к месту работы. На остановках вывешено поминутное расписание, но к сожалению не указаны конечные пункты маршрутов.
Автобусное сообщение осуществляет местное автопредприятие ДУП «Автопарк №20» РАУП «Миноблавтотранс», до середины 90-х годов оно называлось «Автобаза №20 Миноблавтотранса». Автопредприятие смешанное, в 2008г на его балансе находилось 30 автобусов и 25 грузовых автомобилей. Адрес: 223210, Червень, ул. Зеневича, 40. Телефон: +375 1714 5-51-36.
Парк также обслуживает маршруты из Червеня и близлежащих населенных пунктов в Минск (Червень — Минск, Красный дар — Минск, Градно — Минск и другие). Пригородные и междугородные маршруты Червеня, а также проходящие маршруты обслуживает городская автостанция, расположенная у выезда из города на автодорогу из Минска в Могилев. Недавно на автостанции проведен капитальный ремонт здания, навесов и платформ
Схема городских маршрутов:
Список городских маршрутов:
№ | Маршрут | Примечание |
1 | Натальевск –Кольцевая | кроме воскресенья |
2 | Сельхозтехника-Кольцевая | |
2а | Сельхозтехника-Больница | будние дни |
Список пригородных маршрутов:
№ | Маршрут | Примечание |
Червень-Адынь | вт, пт | |
Червень-Березовка | ||
Червень-Б.Ганута | ||
Червень-Б.Ганута ч/з Луницу | вт, чт | |
Червень-Индом-Великополье | ||
Червень-Градно ч/з Домовицк | кроме чт. | |
Червень-Дуброва | ||
Червень-Дыя | вт, ср, чт, сб | |
Червень-Индом | ||
Червень-Любишино | будни дни | |
Червень-М.Горка | ||
Червень-Матусовка | кроме чт | |
Червень-Матусовка ч/з Луницу | вт, чт | |
Червень-Нежевка | пн, ср, пт | |
Червень-Н.Будков | чт, вс | |
Червень-Островиты | пн, пт | |
Червень-Проходка | ||
Червень-Проходка ч/з Н.Зеленки | ||
Червень-Рованичи ч/з Ст.Пруд | ||
Червень-Рованичи ч/з Домовицк | вс | |
Червень-сан. «Волма» ч/з Лежни | вт, пт | |
Червень- сан. «Волма» | кроме вс | |
Червень-Турец | кроме пт | |
Червень-Чесловое | пт |
Подвижной состав
В начале 60-х основу парка составляли автобусы ПАЗ-651, ПАЗ-652. Был также по крайней мере один КАГ-3. Но в 1969г начинается по сути новая эра в жизни автобазы №20, приходит автобус новой модели ПАЗ-672, который благодаря 8-ми цилиндровому двигателю мог развивать скорость до 100 км в час. В этой связи был открыт новый междугородный маршрут Чернова-Минск, на котором и стал работать этот автобус. Постепенно парк пополнялся новыми ПАЗами-672, а автобусы ПАЗ-651 и 652 были выведены из эксплуатации.
В 1972г пришел первый единственный ЛАЗ-695М, затем стали поступать ЛАЗ-695Н. В 70-е годы парк автобазы №20 состоял из автобусов двух марок ПАЗ-672 и ЛАЗ-695Н. Был открыт и передан на обслуживание автобазе еще один междугородный маршрут Якшицы-Минск . В начале 80-х междугородные маршруты автобазы переходят на новый уровень обслуживания пассажиров. В 1981 г. на маршруте Якшицы-Минск начал работу «мягкий» ЛАЗ-697Р, а чуть позднее и второй, аналогичной модели. Маршрутная сеть продолжала развиваться, добавился третий междугородный маршрут Притерпа-Минск , как следствие парк пополнился автобусом ЛАЗ-699Р.
В 1989 г. парк получил несколько «экзотичный» автобус ЛАЗ-42021. По слухам, его заказали по просьбе двух водителей, которые обещали ввиду дизельного двигателя, получить значительную экономию топлива. Однако данная модель ЛАЗа, по оценке многих эксплуатационщиков СССР оказалась крайне неудачной, не стал исключением и опыт г. Червеня. После нескольких лет эксплуатации автобус исчез из списков подвижного состава автобазы №20.
90-е годы, как известно, годы нестабильности. В 1995 г. приходит последний ЛАЗ-695Н, поставки новых автобусов практически прекратились, за последующие 5 лет пришло только 4 ПАЗ-3205. В 21-м веке лед обновления подвижного состава тронулся. За период 2000-2009 г. поступил 31 автобус. В 2001г автопарк, «по блату» (бывший директор автобазы Лукашов стал министром транспорта) получил «мягкий» автобус ЛАЗ-697Н, правда знатоки утверждают, что это новая версия ЛАЗ-695Н. Пожалуй, в Беларуси в системе Минтранса это единственный автобус такого типа. Он в строю и сейчас.
В конце 2009г. подвижной состав автопарка №20 состоял из автобусов различных марок и вместимости и включал:
Модель автобуса | Количество автобусов |
ГАЗ-3221 «Газель» | 2 |
ГАЗ-32215 «Газель» | 1 |
ПАЗ-3205 | 3 |
ПАЗ-32053 | 3 |
ПАЗ-4234 | 4 |
ПАЗ-4230-01 «Автора» | 1 |
КаВЗ-4235 «Аврора» | 1 |
ЛАЗ-697Н | 1 |
МАЗ-103.075 | 1 |
МАЗ-103.С62 | 1 |
МАЗ-104.С21 | 1 |
МАЗ-256 | 5 |
Радимич-09202 | 1 |
Радимич-09212 | 4 |
Радимич-09212М | 1 |
С техническими характеристиками Вы можете ознакомиться в общем разделе «Автобусы«, «Подвижной состав».
На фото: автобусы МАЗ-103 и МАЗ-103С
На фото: автобус МАЗ-104С
На фото: автобусы МАЗ-256
На фото: автобусы Радимич А092
На фото: автобус ПАЗ-4230
На фото: автобусы ПАЗ-4234
На фото: автобусы ЛАЗ-695
Владимир Савайтан, Иван Войтешонок 2009-2010
Фотоматериалы: Владимир Савайтан, Иван Войтешонок, Владимир Фишман, Эдуард Кравченко