Организация движения и оплата проезда

Городские перевозки в Бобруйске обеспечивают троллейбусное депо, Автобусный парк №2 системы «Могилевоблавтотранс», а также частные перевозчики.

Краткая историческая справка по УКПП «Бобруйское троллейбусное управление»

Создание в Бобруйске троллейбусного движения началось в 1974 году. Заказчиком строительства троллейбусной сети выступило ПО «Бобруйскшина». В конце августа 1978 года государственная комиссия под представительством зам. председателя горисполкома подписала акт об окончании строительства. За 4 года были созданы депо с административным корпусом, две подстанции,  склад ГСМ, убежище, 17 километров троллейбусных линий, диспетчерский пункт «Еловики».

30 августа 1978 года состоялось торжественное открытие троллейбусного движения в городе. По этому поводу в газете «Труд» за 3 сентября 1978 года была опубликована заметка «Первый троллейбус» газеты «Знамя юности» от 5 сентября 1978 года, «Коммунист», «За ударный труд» – в сентябре 1978 года опубликовали статьи об открытии троллейбусного движения в городе Бобруйске.

Бобруйское троллейбусное управление как предприятие, входящее в систему Горкомунхоза начало официально функционировать 2 октября 1978 года. В это время на балансе числилось 28 троллейбусов, протяженность троллейбусных линий составляла 17 км, численность рабочих и служащих — 189 человек. В 1978 году в городе функционировал один маршрут №1 (ПО «Бобруйскшина» — ул. Дзержинского), на линию ежедневно выходило 16-18 машин. За октябрь-декабрь 1978 г. было перевезено 2 млн. 925 тыс. пассажиров. Доходы составили 148 тыс. руб. В 1979 году было перевезено около 18 млн. пассажиров, доход составил 633,7 тыс. руб., коэффициент выпуска — 0,75.

Управляли бобруйским троллейбусом Начальник троллейбусного управления – Середа П.И., главный инженер – Мироничев С.И., главный механик – Авсяник Ф.И., начальниками служб назначены: Движения – Шахин В.И., Подвижного состава – Подголин Н.И., Энергохозяйства – Казанцев Л.М. 4 декабря 1980 г. начальник управления Середа П.И. был уволен. С 1981 года на его место был назначен Ткаченко Александр Николаевич, который работает по настоящее время. Главным инженером был назначен Иванов В.Е. Далее главными инженерами работали Подголин Н.И., Куклицкий В.К., Жалобкевич В.В.

В 1980 году была введена новая троллейбусная линия по ул. Интернациональной до ст. Бобруйск и организован новый маршрут №2. В 1983 году началось движение троллейбусов по ул. Шинной до ПО «Бобруйскфермаш». Парк троллейбусов вырос до 54 единиц. В 2000 году был открыт маршрут в 5, 6-й микрорайоны. В 2003 году открыт маршрут №3 «Ул. Сикорского – Еловики». В настоящее время протяженность троллейбусной линии составляет — 40,7 км.

Организация движения

Работу троллейбусов в Бобруйске обеспечиваетУКПП «Бобруйское троллейбусное управление». Адрес: 213822 г.Бобруйск, Минское шоссе, 144. Телефон: +375 225 43-44-30.

Основной вид деятельности — это обеспечение своевременной и качественной перевозки пассажиров с соблюдением всех правил техники безопасности. Общая площадь занимаемая предприятием – 9,6 га. Производственные мощности депо – на 50 ремонтных мест троллейбусов. Численность работников – около 320 человек, из них около 100 – водители троллейбусов.

Состояние троллейбусного депо отличное. Произведен капитальный ремонт бытовых комнат для работающих депо, службы движения. Построена новая диспетчерская для службы движения, произведен ремонт в административном здании. Среди предприятий горэлектротранспорта управление на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест по своим технико-экономическим показателям. Для примера приведем показатели по депо за период 1995-2004 гг.

В городе работает 3 троллейбусных маршрута. Конечные «Белшина» (Еловики) и «Сикорского» являются диспетчерскими станциями, где в дневное время отстаиваются троллейбусы, работающие в часы пик. «Дзержинского» и «ст. Бобруйск» – разворотные кольца, причем разворот на обоих осуществляется по часовой стрелке. И, если на «Дзержинского» троллейбусы просто объезжают квартал, то «ст. Бобруйск» расположена на небольшом пятачке около вокзала, где поместится не более 2-х троллейбусов. Есть еще 3 разворотных кольца: возле рынка «Еловики», на ул. Шинной и в районе пересечения ул. Минской и Советской. Последние два используются в качестве служебных.

На снимках: троллейбусы на конечных «Ст. Бобруйск» и «Дзержинского»

На снимках: троллейбусы на конечных «Белшина» и «Сикорского»

Ежедневно на линии выходят 47-48 троллейбусов. Первый троллейбус отправляется из депо в 3.55 (!) по маршруту №2 и уже в 4.25 прибывает на вокзал. Все объясняется тем, что к этому времени в город начинают прибывать первые поезда. На маршруте №1 троллейбусы начинают свою работу с 4.30. Маршрут №3, который не обозначен ни на одной схеме, обслуживает всего одна карточка: в часы «пик» с маршрута №2 туда переводится машина. Окончание работы на линиях в 1.00.

Интервал движения на маршрутах №1 и №2 составляет около 8-9 минут во внепиковое время и 5-6 минут в часы «пик». С учетом того, что оба маршрута дублируются на участке от перекрестка ул. Интернациональной и Советской до пересечения ул. Минской и Шинной, такие интервалы позволяют полностью удовлетворить потребности пассажиров в транспорте в центре города. К тому же, интервалы движения автобусов на том же участке составляют 30 — 60 минут.

В городе есть несколько остановок «по требованию». Сделано это в целях экономии электроэнергии. К таким, например, относятся ост. «Институт» по ул. Шинной, ост. «Школа» по ул. Минской и некоторые другие. На них троллейбусы останавливаются лишь в утренний и вечерний «пик». Информация о работе таких остановочных пунктах имеется в каждом троллейбусе, рядом со схемой маршрутов.

Все троллейбусы в городе оборудованы радиоинформаторами могилевского производства.

Автобусные маршруты обслуживает Автобусный парк №2 и несколько частных перевозчиков. Автопарк выпускает автобусы на более чем 30 городских маршрутов, 31 пригородный маршрут и  несколько междугородних. Реквизиты РУДБАП «Автобусный парк №2». Адрес: 213823, г. Бобруйск, ул. Орловского, 22. Телефон — +375 225 48-58-56. Директором автопарка является Стельмак Владимир Васильевич, главным инженером – Пузенков Александр Иванович.

Интервалы городских автобусных маршрутов гораздо больше, чем у троллейбусных. Немало маршрутов, имеющих промежутки между рейсами от 30 до 90 минут. Маршрутная сеть построена таким образом, чтобы связать микрорайоны с центром или через центр. Для большинства маршрутов конечными являются остановки в самом центре города – это расположенные рядом пункты «Карла Маркса» и «Дзержинского». Некоторые маршруты имеют несколько разновидностей в виде укороченных рейсов или идущих последние 1-2 остановки по разным улицам. К примеру, маршруты 5 / 5а / 5б или 13 / 13а отличаются лишь протяженностью. Маршруты 11 / 11а почти на всем протяжении одинаковы, однако на востоке имеют разные конечные остановки на параллельных улицах, но совсем рядом друг с другом.

Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и иметь промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 — 800 метров и при малоэтажной застройке — 500 — 1000 метров.

Каждый автобус и троллейбус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов.

Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещаются таблички с интервалами движения либо поминутным детальным расписанием всех рейсов.

Пригородные и междугородние маршруты обслуживает большой автовокзал, находящийся в непосредственной близости от главного железнодорожного вокзала. В 300 метрах находится конечная троллейбусов «Ст. Бобруйск», в 100-200 метрах находятся остановки автобусов.

Оплата проезда

Проезд пассажиров в городском общественном транспорте оплачивается покупкой билетов на проезд. Стоимость проезда в 2010 году в автобусах и троллейбусах обычных городских маршрутов составляла 600 рублей. Стоимость поездки не зависит от протяженности маршрута. На автобусах и троллейбусах существуют разные системы оплаты.

Талоны, дающие право на одну поездку в троллейбусах, можно приобрести в киосках либо у водителя. Талон погашается путем его пробивания в компостере. Идентификация талона контролирующими лицами производится по рисунку компостера, изменяющегося в каждом троллейбусе каждую неделю. Как правило, в Бобруйске водители троллейбусов каждый раз проверяют наличие документов, подтверждающих оплату проезда, на конечных остановках.

На автобусных маршрутах практикуется работа кондукторов, в обязанности которых входит продажа талонов и контроль полноты оплаты проезда. Кондукторы реализуют отрывные талоны, действующие только в данной поездке и в данном автобусе. Погашаются самим кондуктором. Идентификация отрывного талона контролирующими лицами производится по серии и номеру талона из реализующегося в данный момент рулона. Приобрести билеты на последующие поездки нельзя. При отсутствии кондуктора (например, в автобусах Радимич А092). талоны можно приобрести у водителя автобуса.

Можно также оплатить проезд покупкой проездных билетов с заданным сроком действия и для проезда в разных видах транспорта: проездные билеты на декаду (с 1 по 10 числа месяца, с 11 по 20 и с 21 по 31), а также проездные билеты на один месяц. Погашение проездных билетов не требуется. Проезд разрешен исключительно в течение одного месяца года, указанного в билете.

Пассажир обязан в промежутке до следующей остановки оплатить проезд: при отсутствии проездного билета купить у водителя и прокомпостировать билет, прокомпостировать заранее купленный талон либо приобрести отрывной талон у кондуктора.

Проконтролировать оплату проезда имеет право кондуктор, находящийся в салоне, водители автобусов и троллейбусов, а также ревизоры. Документы на проезд должны предъявляться по первому требованию данных лиц. Однако только ревизоры имеют право налагать штраф за безбилетный проезд. При взимании штрафа ревизор обязан выдать квитанцию об уплате стоимости штрафа. Уплата штрафа не освобождает от оплаты проезда.

При поломке автобуса пассажиры, пересевшие в следующий автобус/троллейбус, имеют право проезда по билету, погашенному в неисправном.

Иван Войтешонок, Алексей Косинский   2006-2010

Авторы выражают отдельную благодарность директору УКПП «Бобруйское троллейбусное управление» Ткаченко Александру Николаевичу за предоставленную информацию и экскурсию по троллейбусному депо

Фотографии: Алексей Косинский, Иван Войтешонок