Кричев

Районный центр Кричев расположен в восточной части Могилёвской области на правом берегу реки Сож в 104 километрах от Могилёва. Центр Кричевского района. Город сильно растянут с севера на юг и разделён на несколько частей железнодорожной линией Орша — Унеча, пустырями и оврагами. Население Кричева около 27 тысяч человек. По восточной окраине города протекает река Сож, имеются автомобильный мост и железнодорожный мост. Через город проходит трасса Р43 Бобруйск – Граница РФ.

Первое письменное свидетельство о Кричеве относится к 1136 году, когда он под названием Кречут упоминается в числе городов, платящих дань смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу. В первой половине XIV века город переходит под контроль Мстиславского княжества, которое в 1359 году входит в состав Великого княжества Литовского. В конце XV века Кричев как важный приграничный замок становится центром Кричевской волости. В 1633 году город получает Магдебурское право.В Кричеве в 1740 году началось массовое крестьянское восстание XVIII века.

После 1 раздела Речи Посполитой в 1772 году входит в состав Российской империи. Административно Кричев считался местечком в составе Чериковского повета Могилёвской губернии.

В 80-е года XVIII века строится судоверфь, со стапелей которой спускались корабли, которые через Днепр выходили в Чёрное море. В Кричеве строятся 2 кожевенных, 2 стекольных, кирпичный, винокуренный, меднолитейный заводы, отделение Херсонского адмиралтейства. Однако вскоре Кричев приходит в упадок, предприятия закрываются. Действующими остаются только винокуренный завод и парусиновая мануфактура. Некоторое оживление происходит только в середине XIX века, после строительства трассы Москва—Варшава.

С 1924 года центр Кричевского района. В 1931 году Кричев получает статус города. В 30-е годы XX века возводятся несколько промышленных предприятий, в том числе первый белорусский цементный завод.

Одной из главных достопримечательностей является дворец графа Потемкина. Русским архитектором Иваном Старовым построен в конце XVIII века.

Основные предприятия: ПРУП «Кричевцементошифер», РУПП «Кричевский завод резиновых изделий», завод железобетонных изделий и др.

Транспорт представлен автобусами и маршрутными такси, работают как городские, так и пригородные маршруты. Основной транспортной организацией района, осуществляющей перевозку грузов и пассажиров, является Кричевский филиал «Автобусный парк №3» ОАО «Могилевоблавтотранс». Адрес: 213500, Могилёвская область, Кричев, ул. Бирюзова, 14. Контактный телефон: +375 (02241) 5-13-92.

Работает 10 городских маршрутов, 4 междугородних и 11 пригородных. Основными маршрутами являются №2, 7 и 7а, они обслуживают самое загруженное направление Вокзал – Микрорайон – Автостанция – Больница. Остальные маршруты выполняют от 1 до 4 рейсов в день. Одновременно на линии около 10-15 автобусов, в зависимости от времени дня. Так же в городе работает более 50 маршрутных такси полностью дублирующих автобусные маршруты.

Все пригородные и междугородние автобусы отправляются от Автостанции «Кричев» расположенной по адресу 213500, Кричев, Комсомольская 82, телефон: (+375 02241) 5-22-67.

Стоимость проезда на городских автобусных маршрутах 750 рублей, в автобусах большой вместимости работают кондукторы, используются рулонные отрывные талоны. В малых и средних автобусах билеты продаёт водитель. Стоимость проезда в маршрутных такси 1000 рублей (лето 2011 г).

Схема маршрутов:

Городские маршруты:

МаршрутПримечание
 2 Вокзал — Южная

(ул. Вокзальная, ул. Щорса, ул. Комсомольская, ул. Московская, ул. Советская, ул. Ленинская)
 
 2а Трудовая — Южная

(ул. Шоссейная, ул. Пугачёва, ул. Вокзальная, ул. Щорса, ул. Комсомольская, ул. Московская, ул. Советская, ул. Ленинская)
 утро, 2 рейса
 Коммунальник – Пионерская (Поклады)

(ул. Комсомольская, ул. Ленинская, ул. Пионерская)
 
3а  Трудовая — Пригородная

(ул. Шоссейная, ул. Пугачёва, ул. Вокзальная, ул. Щорса, ул. Комсомольская, ул. Ленинская, ул. Пионерская)
 3 рейса
 4 Сельхозхимия — Ленинская

(Мстиславское шоссе, ул. Фрунзе, ул. Шоссейная, ул. Пугачёва, ул. Вокзальная, ул. Щорса, ул. Комсомольская, ул. Ленинская)
 
 4а Сельхозхимия – Ленинская

(Мстиславское шоссе, ул. Фрунзе, ул. Шоссейная, ул. Пугачёва, ул. Вокзальная, ул. Щорса, ул. Комсомольская, ул. Московская, ул. Советская, ул. Ленинская)
 
 Ивановка – Ленинская

(ул. Тимирязева, ул. Вокзальная, ул. Щорса, ул. Комсомольская, ул. Ленинская)
 
 7а Поликлиника – Ленинская

(ул. Вокзальная, Вокзал, ул. Вокзальная, ул. Щорса, ул. Комсомольская, ул. Московская, ул. Советская, ул. Ленинская)
 
 8 Урицкого – Ленинская

(ул. Урицкого, ул. Ульяновых, ул. Пугачёва, ул. Вокзальная, ул. Щорса, ул. Комсомольская, ул. Ленинская)
 2 рейса
 8а Урицкого – Ленинская

(ул. Урицкого, ул. Ульяновых, ул. Пугачёва, ул. Вокзальная, ул. Щорса, ул. Комсомольская, ул. Московская, ул. Советская, ул.Ленинская)
 1 рейс

Пригородные и междугородные маршруты:

МаршрутПримечание
201Кричев – Мстиславль
202Кричев – Зарубец
203Кричев – Даленщина
204Кричев – Баевка
205Кричев – Сычик
206Кричев – Сычик
207Кричев – Дарливоеср, пт-вс
208Кричев – Малятичи
209Кричев – Климовичи
211Кричев – Прыговкакроме вс
212Кричев – Барсуки
501Кричев — Минск
502Кричев — Гомель
503Кричев – Могилёв
Кричев — Рославль

В настоящее время в автопарке имеется несколько десятков автобусов марок МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-105, Радимич А092, МАЗ-256, ПАЗ-3205, МАЗ-152, Neoplan. Ранее работали автобусы Икарус различных моделей, ЛиАЗ-677, немецкий древнийNeoplan начала 1980-х и другие. Подвижной состав маршрутных такси в основном состоит из ГАЗ-3221 и Ford Transit. Фотографии подвижного состава:

На снимках: автобусы Радимич А092

На снимках: автобусы МАЗ-103

На снимках: автобусы МАЗ-104 и МАЗ-256

На снимках: автобусы МАЗ-105

На снимках: автобусы МАЗ-152

На снимках: автобусы ПАЗ-3205

На снимках: автобусы Икарус-256

На снимках: автобус Neoplan

Владимир Фишман   2011