В Витебске работает 8 троллейбусных и 9 трамвайных маршрутов. Подразделения Витебского трамвайно-троллейбусного управления (ВТТУ) осуществляют 60-65 % городских перевозок. Ежедневно перевозка пассажиров осуществляется 70 троллейбусами и 70 трамваями. К услугам пассажиров – троллейбусы АКСМ-101, АКСМ-201, низкопольные АКСМ-321. На линиях города работают трамваи латвийского производства РВЗ-6, российского производства КТМ-5, КТМ-8, а также белорусского производства АКСМ-60102 и АКСМ-62103.
В Трамвайном депо работает более 500 человек, из них – около 170 – водители, примерно столько же кондукторов, более 100 ремонтных рабочих и 23 инженера. В депо 99 вагонов, из них 85 – для перевозки пассажиров. Общая протяженность 9-ти маршрутов – почти 202 километра.
Работу трамвая обеспечивает служба пути, в штате которой состоят почти 70 человек. Длина одиночного пути в Витебске – около 72 километров.
В Троллейбусном депо работает 500 человек, из них 175 – водители, столько же кондукторов. Более 120 человек занимаются ремонтом и обслуживанием. 23 человека занимаются руководством и инженерными работами. В депо 85 троллейбусов, из которых в будние дни 70-72 выходят на линию. Общая протяженность 7-ми троллейбусных маршрутов – 135 километров.
Служба движения ТТУ обеспечивает четкую и слаженную работу всех машин на линиях города. В функции данной службы также входит контроль за оплатой проезда.
Существует система отметок с радиосвязью. Троллейбус, имеющий передатчик у правого переднего угла, подъезжает к антенне и связывается с диспетчером. Кроме того, у всех водителей в кабине находятся автономные рации Motorola, с помощью которых они общаются с диспетчерами, а также передают друг другу важную и полезную информацию о дорожной обстановке.
Благодаря тому, что многие трамвайные линии проложены по обособленному полотну сбоку от дороги либо по бульварам, в Витебске обеспечивается безопасность и приемлемая скорость передвижения, а практически полное отсутствие ДТП при такой конфигурации линий предполагает регулярность движения и отсутствие сбоев графика.
Протяженность контактной сети в однопроводном исчислении для трамвая – 72 километра, троллейбуса – 85 километров. Линии города обеспечиваются энергией от 1 трансформаторной, 1 распределительной и 13 тяговых подстанций.
В Витебске работает более 30 автобусных маршрутов. Ежедневно на линию выходят более 150 автобусов из Автобусного парка № 1. К услугам пассажиров – автобусы средней вместимости МАЗ-206, Радимич А092; большой вместимости МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-107, МАЗ-203; а также автобусы особо большой вместимости МАЗ-105, МАЗ-107, Икарус-280. Автобусные парки входят в общеобластную структуру «Витебскоблавтотранс». Ее руководство располагается в Витебске. Кроме того, в городе работает несколько коммерческих автобусных маршрутов. Они обслуживаются поддержанными автобусами иностранного производства (Икарус, Mercedes-Benz, Volvo, DAF), автобусами среднего класса Радимич.
В последние несколько лет приобретаются автобусы и троллейбусы с низким либо пониженным уровнем пола. Срок эксплуатации ограничен 15-ю годами. С характеристиками и информацией о моделях можно ознакомиться на странице «Подвижной состав».
Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и имеют промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 — 800 метров и при малоэтажной застройке — 500 — 1000 метров.
Каждый автобус, троллейбус или трамвай в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. В данное время немало единиц подвижного состава оборудовано электронными информационными системами белорусского производства предприятий «МЭМЗ» и «Интеграл». Табло состоят из блинкеров и светодиодов, одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования. На табло внутри салона отображаются названия остановок, а также справочная информация. Названия остановок, а также дополнительная информация сообщается по внутрисалонным громкоговорителям водителем либо информационной системой.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А» либо «Т». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования, начале и окончании движения, интервале движения в минутах во временных интервалах с 5 до 9 часов, с 9 до 15 часов, с 15 до 19 часов и с 19 до 24 часов. Для маршрутов с большими или нерегулярными интервалами движения приводится поминутное расписание всех рейсов по данному остановочному пункту. Допускается опоздание не более трех минут.
Наиболее крупные конечные пункты троллейбусов – Вокзал, СООО Марко. На вокзале разворачиваются троллейбусы 6-ти из 7-ми маршрутов. 4-й троллейбусный маршрут наиболее протяженный (время оборотного рейса почти два часа, а его протяженность – 30 километров). Одновременно на данном маршруте работает до 24 троллейбусов. 4-ка огибает весь город, дважды при движении в одну сторону проходя площадь Свободы. Через нее, кстати, проходят все троллейбусные маршруты города.
Крупные конечные трамваев – Горького, Фрунзе. Большинство маршрутов проходят через Московский проспект. Наибольшее количество вагонов работает на маршрутах 1,6 и 7 (14, 13 и 13 соответственно). Самый протяженный маршрут – 1-й – оборотный круг в 33 километра по времени занимает два часа пять минут.
Наиболее крупные конечные остановки автобусов в Витебске – это Вокзал, Юг-7, Смоленский рынок. Наиболее интенсивное движение автобусов – на улицах Кирова, Ленина, а также на Московском проспекте.
У водителя при работе на городском маршруте имеется «карточка». В карточке содержится ее номер на маршруте, номер маршрута, время выезда и заезда в парк, время перерывов, смены водителей и обедов. В основном поле располагается таблица с указанием точного времени прибытия на контрольные и конечные пункты (время отметок). Карточки различают односменные (водитель выезжает из парка и заезжает в парк), двусменные (смена водителей производится на диспетчерской станции). Также бывают карточки с резервом (до обеда по маршруту, после обеда — в резерв), и разрывом (перерыв в работе составляет 3-5 часов, автобус находится на диспетчерской станции либо в парке), а также другие. Также практикуется плановое переключение машины на другой маршрут («смешанные» карточки). Чаще всего такие «карточки» применяются на маршрутах, работающих в часы пик. В этом случае машина начинает работу, например, по 13а маршруту, а во внепиковое время переключается на 1-й маршрут.
С формами и способами оплаты городских перевозок можно ознакомиться на странице «Оплата проезда».