Мядель – город в Минской области, расположенный в 140 километрах к северо-западу от столицы республики. Территория мядельского района занимает площадь в 197 тысяч гектаров. Более половины территории занимает Национальный парк «Нарочанский». В районе находится 52 живописнейших озера, в том числе самый большой водоем Беларуси – озеро Нарочь. Численность населения района – 32 тысячи человек. Город Мядель находится на берегу крупного озера Мястро и огибает его с северной и восточной сторон. Численность населения – 7,5 тысяч человек. Впервые упоминается как княжеский замок на полуострове озера в 1324 году. В 1736 году Мядель стал местечком, получившим в 1762 году Магдебургское право. С разделом Речи Посполитой Мядель в 1793 году вошел в состав России. В 1824 году было открыто 2-классное училище. В ходе Первой мировой войны на территории Мядельщины были тяжелейшие бои, проходила линия фронта. Серьезный урон городку нанесла и Великая Отечественная война. На месте одного из крупнейших боев партизан с гитлеровскими оккупантами у озера Нарочь установлен величественный обелиск. Городом Мядель стал сравнительно недавно – в 1998 году. Сейчас в нем находятся строительные организации, районная больница и поликлиника.
Общественный транспорт в Мяделе представлен автобусами. По городу проложено два маршрута – между площадью Шаранговича в центре Мяделя и районной больницей. Этого вполне достаточно, так как город довольно узкий и растянут в длину – вдоль восточного и северного берегов озера Мястро. Правда, в 1990-х годах в городе работали маршруты с номерами 1, 2 и 3. Теперь же осталось всего два. На маршрутах 1 и 1а как правило работают автобусы Радимич А092.
Схема городских маршрутов:
Список городских маршрутов:
№ | Маршрут | Режим работы |
1 | Пл. Шаранговича — Больница | 6:30-20:00 |
1а | Пл. Шаранговича — Больница | 8:00-17:00 |
Список пригородных маршрутов:
№ | Маршрут | Примечание |
Мядель — Бояры | пн, ср | |
Мядель — Будслав | ||
Мядель – Будслав (ч-з Сивцы) | выходные дни | |
Мядель — Волколаты | вт, сб | |
Мядель – Д/о «Сосны» | кроме вс | |
Мядель — Илово | пн, вт, чт, пт | |
Мядель – Кривичи | чт, пт, вс | |
Мядель — Лотва | ||
Мядель – Нагавки | ср | |
Мядель – Нарочь – Занарочь | ||
Мядель — Неверы | ср, сб | |
Мядель – Свирь (ч-з Нарочь, Комарово) | ||
Мядель – Свирь (ч-з Брусы, Занарочь) | сб | |
Мядель – Слободка | ||
Мядель — Старинки | чт | |
Кривичи – Осово | выходные дни | |
Свирь — Ольшево | вс |
От городской автостанции проложено около полутора десятков пригородных маршрутов. Недавно автостанция подверглась серьезной реконструкции. Через город проходят междугородные маршруты в Минск, Вилейку, Молодечно, Поставы, Глубокое, Полоцк, Свирь, к курортной зоне озера Нарочь.
Маршруты города, а также пригородные и междугородные маршруты Мяделя, Нарочи и Свири обслуживает Дочернее унитарное предприятие «Автомобильный парк №7» Республиканского унитарного предприятия «Миноблавтотранс». Точный адрес: 222397, Мядель, ул. Интернациональная, 11. Телефон: +375 1797 5-52-48.
Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и имеют промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними в 400-800 метров. Каждый автобус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. Несмотря на то, что в городе фактически один маршрут, все автобусы имеют хорошо читаемые таблички.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования и поминутное расписание автобусов.
Проезд пассажиров в городском общественном транспорте оплачивается покупкой билетов на проезд. Стоимость поездки не зависит от протяженности маршрута. В Мяделе билет можно приобрести у водителя. Пассажир обязан в промежутке до следующей остановки оплатить проезд: купить у водителя и прокомпостировать билет. Проконтролировать оплату проезда имеет право водитель, а также ревизор. Документы на проезд должны предъявляться по первому требованию данных лиц. Однако только ревизор имеет право налагать штраф за безбилетный проезд. Ревизор в обязательном порядке обязан иметь удостоверение ревизора и визитную карточку в нагрудной части с личными данными проверяющего. При взимании штрафа ревизор обязан выдать квитанцию об уплате стоимости штрафа. Уплата штрафа не освобождает от оплаты проезда. При поломке автобуса пассажиры, пересевшие в следующий автобус, имеют право проезда по билету, погашенному в неисправном.
Парк располагает автобусами моделей МАЗ-256, Радимич А092(1), ПАЗ-3205, ПАЗ-4230, ПАЗ-4234, КАвЗ-4238 и Люблин-3. Большинство автобусов поставлено в последние 2-8 лет. На городском маршруте продолжает работать Икарус-260. Еще в 2005-2006 годах на пригородных маршрутах доминировали автобусы ЛАЗ-695, было несколько Икарус-260. Скажем, некоторые маршруты вдоль побережья Нарочи ранее ходили с итервалами в 30-40 минут с вполне городским пассажиропотоком — на них использовались Икарус-260 и ЛАЗ-695. За последние годы объемы пригородных перевозок заметно упали, а на маршрутах стали работать Радимичи, ПАЗ-4234 и ПАЗ-4230. По ссылкам в начале описания модели можно перейти на страницы с технической информацией об автобусах.
МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики, включая мядельский АП №7. Несколько автобусов с жесткими сиденьями работают на пригородных маршрутах.
Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Мяделе эксплуатируются автобусы в городском, пригородном и междугородном исполнении. Всего полтора десятка машин. На городском маршруте работают 1-2 машины.
ПАЗ-3205 — недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205 используется редко. 2 автобуса данной модели работает на пригородных маршрутах. Так же в парке есть 5 автобусов ПАЗ 4234, так же для пригородных маршрутов.
ПАЗ-4230, КАвЗ-4238 – 8,5-метровые автобусы российского производства для пригородных и междугородных перевозок. С 2002 года поступали в Минске некоторые другие города в небольшом количестве. В 2007-2008 годах автобусы приобретались для автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и в варианте с увеличенной колесной базой в качестве недорогих автобусов для междугородных маршрутов. Мядель был одним из первых городов Беларуси, получившим в начале 2000-х автобусы ПАЗ-4230. Сейчас в автопарке содержится 3 автобуса ПАЗ-4230 и 3 автобуса КАвЗ-4238.
Эксплуатируется несколько микроавтобусов: в середине 2000-х годов было закуплено три микроавтобуса Люблин-3, в 2011 году пришел один Peugeot Boxer.
Икарус-250/ -256 — туристические автобусы, работающие на междугородных маршрутах. В данное время заменяются более современными автобусами. В Минске выведены из эксплуатации в 2008 году. В Мяделе работало несколько автобусов. Последний был списан в 2010 году.
Икарус-260 — городские 11,5-метровые автобусы венгерского производства с 3-мя ступенями на входе. С начала 1980-х годов – одна из самых массовых моделей городских перевозок в Беларуси наряду с ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. Еще в первой половине 2000-х годов в парке содержалось около десятка Икарус-260. Последний автобус работал на городском маршруте до 2007 года.
ЛАЗ-695, -697, -699 (выведены из эксплуатации). ЛАЗ-695 – 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. До середины 2000-х годов в Мяделе на пригородных маршрутах работало около двух десятков автобусов ЛАЗ-695. Однако к 2009 году все автобусы были списаны. Также в автопарке еще несколько лет назад работали туристические автобусы ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699, обслуживавшие междугородные маршруты и экскурсионные поездки.
Иван Войтешонок, Дмитрий Сасим 2005-2011
Схема маршрутов: Владимир Фишман 2011
Фотографии: Иван Войтешонок, Александра Войтешонок, Владимир Савайтан, Владимир Фишман, Дмитрий Сасим