История могилёвского транспорта

1910-1941

Первым общественным транспортом в Могилёве была конка, линия 3,2 километра начала действовать в 1910 и проходила от Вокзала до Губернаторской площади (ныне Советская) по Днепровскому проспекту (ныне ул. Первомайская). В 1911 году появились первые легковые такси. Следующим большим событием в жизни городского транспорта стал пуск первого автобусного маршрута в 1934 году по маршруту Вокзал – Вал Красной звезды (ныне район пл. Орджоникидзе), работало 2 автобуса. Через год, в 1935 прекратила действовать конка, дублирующая новый для города автобусный транспорт. В 1934 году был разработан так и не осуществлённый проект трамвая.

1946-1970

Автобусное движение, прерванное во время немецкой оккупации (1941-1944 годы) восстановлено в январе 1946 года, в течение нескольких последующих лет построено главное автотранспортное предприятие города Автобусный парк на Гомельском шоссе. В 1947 восстановлена работа такси, курсировало 5 машин. К 1952 году открыто междугородний автобусный маршрут Минск – Могилёв. В 1968 году Автовокзал с Привокзальной площади перенесён в новое здание на ул. Ленинская. В 1950-60-е г.г. подвижной состав АП представляли ЗИС, ЛАЗ-695 первых серий, Икарус-55 Люкс, ПАЗ-651 и др. типичные для того времени автобусы. С конца 1960-х годов начали поступать автобус ЛиАЗ-677 первых серий, а также Икарус-556, Икарус-180.

В связи с предстоящим вводом в эксплуатацию комбината синтетического волокна, увеличению численности населения было принято решение об организации троллейбусного движения. В 1966 году СУ-57 начало строительство комплекса троллейбусного управления по улице Челюскинцев (район пос. им. Куйбышева). 15 октября 1969 года создана дирекция Могилёвского троллейбусного управления. 19 января 1970 года начал работу первый троллейбусный маршрут №2 от Вокзала до пос.им. Куйбышева. На маршрут вышло 6 машин, с 28 января их было уже 18. Протяжённость первой линии 10 км. Первыми троллейбусами были ЗИУ-5Д, через несколько лет, как и в другие города, начались поставки новой модели ЗИУ-682Б. 

1970-1981

К 1970-м годам в городе действовала довольно около 30 автобусных маршрутов, охватывающих основные районы и предприятия города. К 1981 году общая протяжённость автобусных линий в Могилёве 313,5 километра. Ежедневно обслуживает пассажиров до 150 машин. Работали современный Автовокзал на ул.Ленинской,93а, оттуда отправлялись междугородние автобусы в Киев, Вильнюс, Житомир, Чернигов, Минск, Витебск, Гродно, Гомель, Барановичи, Борисов, Мозырь, Пинск, Солигорск, Светлогорск, Оршу. Существовали автостанции у Минского (ул. Тимирязевская) и Быховского рынков (ул. Челюскинцев), откуда отправлялись пригородные автобусные маршруты. На смену ушедшим автобусам ЗИС, стали приходить не только Икарусы-180,-556, но и новые модели Икарус-260,-280, ЛАЗ-699, Икарус-255,-256 (для междугородних маршрутов), всё больше появлялось прогрессивных на то время ЛиАЗ-677. Список городских автобусных маршрутов на 1981 год:

Маршрут
1пл. Космонавтов – Объединение «Химволокно»(ул. Космонавтов, просп. Шмидта)
2ул. Островского – Домостроительный комбинат(ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, просп. Мира, пл. Победы, пл. Космонавтов, ул. Строителей)
пл. Орджоникидзе – Зелёный Луг(ул. Челюскинцев)
3Железнодорожный переезд – Турбаза «Днепр»(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский)
4Микрорайон «Мир-2» — Автозавод им. Кирова(ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский)
5пл. Орджоникидзе – Больница «Химволокно»(просп. Пушкина, ул. Акад. Павлова)
6Микрорайон «Мир-2» — ул. Залуцкого(ул. Якубовского, пл. Победы, ул. Космонавтов, пл. Космонавтов, просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова)
7пл. Орджоникидзе – пос. Пионерский(ул. Болдина, просп. Пушкина, Гомельское шоссе)
8ул. Островского – Комбинат силикатных изделий(ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской)
9Вокзал – Пашково(ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Сурганова, Пашковское шоссе)
10Домостроительный комбинат – Лифтостроительный завод(ул. Строителей, ул. Космонавтов, пл. Победы, просп. Мира, ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. Калужская)
11Микрорайон «Юбилейный» — Комбинат шёлковых тканей(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Первомайская, ул. Гришина)
12Микрорайон «Юбилейный» — Областная больница(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, пл. Победы, ул. Якубовского, ул. Бялыницкого-Бирули)
13ул. Островского – Микрорайон «Юбилейный»(ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Королёва, Днепровский бульвар)
14пл. Орджоникидзе – пос. Гребенёво(просп.Пушкина, ул.Гагарина, ул.Симонова, ул.Алтайская, Июньский пер.)
15ул. Подгорная – Металлургический завод(ул. Подгорная, ул.Боткина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Тимирязевская, ул. Ленинская, ул. Курако)
16Железнодорожный вокзал – Автозавод им. Кирова(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский)
17Вокзал – Завод «Техноприбор»(ул. Гришина)
18Объединение «Химволокно» — Автозавод им. Кирова(просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
19Вокзал – Сельмаш(ул. Гришина, ул. Крупской)
20пл. Орджоникидзе – Промбаза(просп. Пушкина, Славгородское шоссе)
21пл. Орджоникидзе – пос. Вейно(просп. Пушкина, Гомельское шоссе)
22Микрорайон «Мир-2» — Завод искусственного волокна(ул. Якубовского, пл. Победы, ул. Космонавтов, пл. Космонавтов, ул. Романова, ул. Челюскинцев)
23Областная больница – Тубдиспансер(ул. Бялыницкого-Бирули, ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский, ул. Сосновая)
24пл. Орджоникидзе – Речной порт(просп.Пушкина, ул.Гагарина, ул.Симонова, ул. Кутепова)
25ул. Островского – Комбинат шёлковых тканей(ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Гришина)
26Автозавод им. Кирова – Малая Боровка(Чаусское шоссе, ул. Киселёва, ул. Маневича)
27Проект.-конструкт. институт — Лифтостроительный завод(ул. Крупской, ул. Гришина, ул. Калужская)
28пл. Гагарина — Объединение «Химволокно»(просп. Шмидта)
29пл. Орджоникидзе – Ямницкий посёлок(ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул. Ямницкая)
30Казимировка — Лифтостроительный завод(ул. Калиновского, Минское шоссе, ул. Якубовского, пл. Победы, просп. Мира)
31пл. Орджоникидзе – Чугунолитейное производство(просп. Пушкина, Славгородское шоссе)
32Микрорайон «Мир-2» — Металлургический завод(ул. Якубовского, пл. Победы, просп. Мира, ул. Тимирязевская, ул. Ленинская, ул. Курако)

Кроме того, в начале 1980-х в городе начали работу маршрутные такси. Они курсировали по двум маршрутам: Вокзал — Завод «Техноприбор» и пл. Орджоникидзе – Казимировка. Работали микроавтобусы РАФ.

Стоимость проезда в маршрутном такси составляла 20 копеек за одного пассажира независимо от расстояния.

Большую роль в развитии троллейбусной сети города играло строительство завода «Химволокно», ТЭЦ-2 за южной чертой города, промышленной зоны в районе Гомельского шоссе, появление иных крупных предприятий и развитие существующих. В ноябре 1970 открылась 20 километровая троллейбусная линия пл. Орджоникидзе — комбинат Лавсанстрой, запущен маршрут 3. В 1974 году запущена линия пл. Ленина – пл. Гагарина – ТЭЦ-2, около 30 км, открыты маршруты 1 и 5. Список на 1981 год:

Маршрут
1пл. Космонавтов – КП ТЭЦ-2(ул. Космонавтов, просп. Шмидта)
2Вокзал – КП Зелёный Луг(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, ул. Челюскинцев)
3пл. Орджоникидзе – КП ТЭЦ-2(просп. Пушкина, ул. Габровская, просп. Шмидта)
4Вокзал – Мясокомбинат(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина)
5ул. Езерской – КП ТЭЦ-2(ул. Первомайская, ул. Езерской, ул. Ленинская, просп. Мира, ул. Космонавтов, просп. Шмидта)

Работали 3 диспетчерские: центральная в троллейбусном депо, на конечных Зелёный Луг и ТЭЦ-2. Протяжённость сети составляла 110 километров (в двухпутном исчислении), на линию выходило 45-50 машин ЗИУ-5 и ЗИУ-682Б и В.

Для проезда в автобусах и троллейбусах в городе в городе был введён единый разовый билет. Его стоимость — 5 копеек. Месячный билет на автобус или троллейбус стоил 3 рубля, а комбинированный (для проезда в автобусе-троллейбусе) — 4 рубля 50 копеек.

1982-1991

К 1980-м годам Могилёвский автопарк перешёл полностью на новое поколение автобусов Икарус, завершив эксплуатацию Икарус-180,-556. Теперь на городских маршрутах работали Икарус-260,-280, ЛиАЗ-677, на пригородных маршрутах ЛАЗ-695Н, а позже и ЛАЗ-4202, в том числе и на маршрутах до близких районных центров. Автостанция на Минском рынке закрылась, а ближе к началу 90-х открыта небольшая новая автостанция у Завода им. Кирова (Чаусское и Витебское направлении). В 80-х окончательно сформировался главный пересадочный узел на пл. Орджоникидзе, откуда отходило около десятка автобусных и троллейбусных маршрутов в Заднепровье, в районы у пос. им. Куйбышева, северную часть города и т.д., имелась диспетчерская, столовая для водителей, большая площадка межрейсового отстоя (в т.ч. и маршрутов, не имеющих конечной на площади), просуществовал узел до 2000-х годов. В 80-х годах количество городских маршрутов колебалось в районе 32-35, нумерация пригородных начиналась с №№70-80.

Список городских автобусных маршрутов на 1991 год:

Маршрут
1Переезд – Фатина(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, ул. Мовчанского)
2ОблГаз – Домостроительный комбинат(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Космонавтов, ул. Заслонова, ул. Строителей)
3пл. Орджоникидзе – Больница «Химволокно»(просп. Пушкина, Славгородское шоссе, ул. Акад. Павлова, (обратно: ул. Сосновая, просп. Димитрова)
4Микрорайон «Мир-2» — КП Тургостиница «Любуж»(ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский)
5Областная больница – Больница «Химволокно»(ул. Бялыницкого-Бирули, ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, ул. Акад. Павлова (обратно: ул. Сосновая, просп. Димитрова)
6Микрорайон «Мир-2» — Малая Боровка(ул. Якубовского, ул. Космонавтов, пл. Космонавтов, просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский, Чаусское шоссе, ул. Киселёва, ул. Маневича)
7пл. Орджоникидзе – Завод Сельмаш(ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской)
8ул. Симонова – Завод Сельмаш(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Шмидта, ул. Гагарина, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской)
9ул. 30 лет Победы – Пашково(ул. 30 лет Победы, ул. Гришина, ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Сурганова)
10Домостроительный комбинат – Завод Лифтмаш(ул. Строителей, ул. Космонавтов, просп. Мира, ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. Калужская)
11Микрорайон «Юбилейный» — Завод «Техноприбор»(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Первомайская, ул. Гришина)
12Микрорайон «Юбилейный» — Областная больница(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Якубовского, ул. Бялыницкого-Бирули)
13Школа №13 – Микрорайон «Юбилейный»(ул. Алтайская, ул. Симонова, ул. Островского, просп. Шмидта, ул. Гагарина, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Королёва, Днепровский бульвар)
14пл. Орджоникидзе – пос. Гребенёво(просп.Пушкина, ул.Гагарина, ул.Симонова, ул.Алтайская)
15ул. Подгорная – Металлургический завод(ул. Подгорная, ул.Боткина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Тимирязевская, ул. Ленинская, ул. Курако)
17Завод Сельмаш – Вокзал – Завод «Техноприбор»(ул.Крупской, ул. Белинского, Привокзальная пл., ул. Гришина)
18ул. 30 лет Победы — Фатина(ул. 30 лет Победы, ул. Гришина, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, ул. Мовчанского)
19Больница «Химволокно» — Ангарская(ул. Акад. Павлова, Славгородское шоссе, просп. Пушкина, ул. Островского, ул. Симонова, ул. Алтайская, ул. Ангарская)
20пл. Орджоникидзе – Завод Вентазаготовок(просп. Пушкина, Славгородское шоссе)
21пл. Орджоникидзе – Совхоз «Вейно»(просп. Пушкина, Гомельское шоссе)
22Казимировка — Ямницкий посёлок(ул. Калиновского, Минское шоссе, ул. Якубовского, ул. Космонавтов, пл. Космонавтов, ул. Романова, ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул. Ямницкая)
23Областная больница – Тубдиспансер(ул. Бялыницкого-Бирули, ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, просп. Витебский, ул. Сосновая (обратно: ул. Акад. Павлова, Славгородское шоссе)
24пл. Орджоникидзе – Речной порт(просп.Пушкина, ул.Гагарина, ул.Симонова, ул. Кутепова)
25ул. Симонова – ул. 30 лет Победы(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Шмидта, ул. Гагарина, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. 30 лет Победы)
26КП Тургостиница «Любуж» – Малая Боровка(Витебский просп., Чаусское шоссе, ул. Киселёва, ул. Маневича)
27пос. Гребенёво – КП ТЭЦ-2(ул. Алтайская, ул. Симонова, просп. Шмидта)
28пл. Гагарина — Объединение «Химволокно»(просп. Шмидта)
29пл. Орджоникидзе – Ямницкий посёлок(ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул. Ямницкая)
30Казимировка — Завод «Техноприбор»(ул. Калиновского, Минское шоссе, ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Гришина)
31пл. Орджоникидзе – Чугунолитейное производство(просп. Пушкина, Славгородское шоссе)
32Пашковская — Металлургический завод(ул.Пашковская, ул. Годуванцева, ул.Сурганова, ул.Якубовского, просп.Мира, ул.Первомайская, ул. Тимирязевская, ул. Ленинская, ул. Курако)
33ул. Бурденко – Шкловское шоссе(ул.Лазаренко, ул. Космонавтов, просп.Мира, ул.Первомайская, Шкловское шоссе)
34пл. Орджоникидзе – ГПТУ-227(ул.Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской, ул. Криулина)
35Переезд — Завод «Техноприбор»(ул.Первомайская, ул. Гришина)

В 1982 году троллейбусная линия от Мясокомбината была продлена до Любужского лесопарка, построена диспетчерская. Количество маршрутов к 1990 году выросло до 9. 4 продлён до КП Любуж по просп. Димитрова и просп. Витебский, линии 5 по Езерской и Ленинской демонтированы, маршрут продлен до Вокзала по ул.Первомайская. Для 1-го был построен разворот через разделительную полосу вблизи Пединстута. К середине 1980-х ЗИУ-5 были списаны, в городе работали только ЗИУ-682Б и В.

Список троллейбусных маршрутов на 1991 год:

 Маршрут
1Пединститут – КП ТЭЦ-2(ул. Космонавтов, просп. Шмидта)
пл. Гагарина – КП ТЭЦ-2(просп. Шмидта)
2Вокзал – КП Зелёный Луг(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, ул. Челюскинцев)
3пл. Орджоникидзе – КП ТЭЦ-2(просп. Пушкина, ул. Габровская, просп. Шмидта)
4Вокзал – КП Тургостиница «Любуж»(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
5Вокзал – КП ТЭЦ-2(ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Космонавтов, просп. Шмидта)
6КП ТЭЦ-2 — КП Тургостиница «Любуж»(просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
7КП Зелёный Луг — Техучилище – КП Тургостиница «Любуж»(ул. Челюскинцев (обратно с заездом на пл. Космонавтов), просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
8КП Зелёный Луг — Техучилище – КП Тургостиница «Любуж»(ул. Челюскинцев, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
9КП Зелёный Луг — пл. Орджоникидзе(ул. Челюскинцев)

1991-2008

С 90-х годов произошло разделение некоторых маршрутов на работающие в будние дни и их укороченные версии, работающие по выходным и праздникам, но с иным номером от №39 и далее (1/45, 4/40, 5,23/41, 7/39, 16/47). Недолгое время на рубеже 90-х – 2000-х существовали «выходные» версии некоторых маршрутов с номерами 58 (8), 64 (4), 66 (16). Также работали 50 Мир-2 – пл. Вокзал и 51 Пашково – пл. Ленина (короткий 9-й). В период с 1991 и до середины 2000-х годов многократно менялись трассы около половины автобусных маршрутов, постоянно вводились новые и закрывались старые, некоторые успевали проработать полгода – год. Значительные изменения претерпела маршрутная сеть после открытия, строившегося около 15 лет, моста через Днепр на ул. Королёва, а также после расформирования в середине 90-х автостанции у Быховского рынка и перенос маршрутов на пл. Орджоникидзе, а затем и расформирование самой конечной на площади. Закрылась автостанция и у завода Кирова. Отправление всех пригородных маршрутов перенесено на Автовокзал, туда же перешла конечная части городских маршрутов с пл. Орджоникидзе, а также обеденные перерывы иных маршрутов.

К концу 1990-х постепенно начали уходить на покой автобусы ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677, им на смену поступали б/у Икарусы-280, как в городском, так и в пригородном исполнении. ЛиАЗ-677 были переведены на слабонагруженные маршруты (14, 32, 37 и др.). В 1997-99 годах в город в не большом количестве поступили первые отечественные автобусы МАЗ-103,-104,-104с. К началу 2000-х годов основу парка городских автобусов составляли Икарус-280, как поставок до 1991 года (большинство), так и б/у машины, а также Икарусы-260 (в значительно меньшем количестве, почти все поставок до 1991 года). Сложилась ситуация, при которой часть Икарус-280 отслуживших 15-20 лет дальше эксплуатировать было нельзя, и в 2001-2003 годах на замену наиболее изношенным машинам в Германии были закуплено два десятка б/у автобусов Mercedes-Benz O405G.

В 2004 году закончилась эра ЛиАЗ-677 в Могилёве, последний автобус бордового цвета работал на 32 маршруте.

В том же 2004 году в город поступил первый МАЗ-105, надпись на его борту гласила «Могилевчанам от Минчан» (по-белорусски), окрашен автобус в жёлтый цвет. В течении следующих 3-4 лет в город поступило более двух десятков автобусов этой модели. С 2006 года начались массовые поставки автобусов МАЗ-103, именно они и стали основной моделью АП-1 к настоящему времени, за несколько лет было поставлено более 60 автобусов. К концу 2007 года новые автобусы МАЗ почти полностью вытеснили с городских улиц Икарусы, а к лету 2008 года они были сняты с городских маршрутов, большая часть списана, некоторые работают на пригородных маршрутах. 

Список городских автобусных маршрутов на 1998 год:

Маршрут
1Завод «Могилёвтрансмаш» – мкрн. Фатина(ул.Крупской, ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Королёва, просп.Димитрова, ул.Мовчанского)
2Больница №1 – Броды(ул. Акад.Павлова (обратно просп.Димитрова, ул.Сосновая), Славгородское шоссе, просп. Пушкина, ул.Островского, ул.Симонова, Осенний пер., ул.Алтайская, ул.Ангарская)
3пл. Орджоникидзе – Сельхозтехника(ул.Челюскинцев, Бобруйское шоссе, пос.Буйничи)
4мкрн. Казимировка — мкрн. Фатина(ул.Краснозвёздная, ул.Минское шоссе, ул.Загородное шоссе, ул.Якубовского, просп.Мира, ул.Первомайская, пл.Орджоникидзе, просп.Пушкина, просп.Димитрова, ул.Мовчанского)
5Больница МКСВ — Областная больница(ул.Сосновая , просп.Димитрова, ул.Королёва, просп.Мира (обратно: ул.Первомайская, пл.Орджоникидзе, просп.Пушкина, Славгородское шоссе, ул.Акад.Павлова), ул.Якубовского, ул.Бялыницкого-Бирули)
6Вокзал – КП Радиоцентр «Любуж»(ул.Гришина, просп.Мира, ул.Королёва, Витебский просп.)
7ул. Симонова – Завод «Могилёвтрансмаш»(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Шмидта, ул. Гагарина, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской)
8ул. Симонова – Вокзал(ул. Симонова, ул. Островского, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская)
9ул. 30 лет Победы – Пашково(ул.30 лет Победы, ул.Гришина, Привокзальная пл., ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Якубовского, ул.Сурганова)
10Завод «Могилёвлифтмаш» – пл.Космонавтов(ул.Калужская, ул. Гришина, Привокзальная пл., ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Космонавтов, ул.Строителей, ул.Заслонова)
11мкрн. Юбилейный – Гребенёво(Днепровский бульвар, ул.Королёва, просп.Мира, ул.Первомайская, пл.Орджоникидзе, просп. Пушкина, ул.Гагарина, просп.Шмидта, ул.Островского, ул. Симонова, Осенний пер., ул.Алтайская)
12мкрн. «Юбилейный» — Областная больница(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Якубовского, ул. Бялыницкого-Бирули)
13пл. Орджоникидзе — Гребенёво(просп. Пушкина, ул. Гагарина, просп. Шмидта, ул. Островского, ул. Симонова, ул. Алтайская)
14пл. Орджоникидзе – пос. Броды-2(просп.Пушкина, ул.Гагарина, ул.Симонова, ул.Алтайская, 4-й Июньский пер.)
15ул. Подгорная – Металлургический завод(ул. Подгорная, ул.Боткина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская, ул. Тимирязевская, ул. Ленинская, ул. Курако)
16Завод «Могилёвтрансмаш» — мкрн. Казимировка(ул.Крупской, ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Якубовского, ул.Загородное шоссе, ул.Минское шоссе, ул.Краснозвёздная)
17Завод «Могилёвтрансмаш» — Вокзал – Завод «Техноприбор»(ул.Крупской, ул. Белинского, Привокзальная пл., ул. Гришина)
18ул. 30 лет Победы — мкрн. Фатина(ул. 30 лет Победы, ул. Гришина, просп. Мира, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, ул. Мовчанского)
19Больница МКСВ – Броды(ул.Сосновая, просп.Димитрова, (обратно ул. Акад.Павлова, Славгородское шоссе), просп. Пушкина, ул.Островского, ул.Симонова, Осенний пер., ул.Алтайская, ул.Ангарская)
20пл. Орджоникидзе – Завод Вентазаготовок(просп. Пушкина, Славгородское шоссе)
21пл. Орджоникидзе – д. Новосёлки(просп. Пушкина, Гомельское шоссе, пос. Вейно)
22мкрн. Казимировка — Ямницкий посёлок(ул. Краснозвёздная, Минское шоссе, ул. Якубовского, ул. Космонавтов, ул. Строителей, ул. Заслонова, пл. Космонавтов, ул. Романова, ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул. Ямницкая)
23Больница МКСВ — Областная больница(ул.Акад.Павлова, Славгородское шоссе, просп.Пушкина, пл.Орджоникидзе, ул. Первомайская, просп. Мира (обратно: просп.Мира, ул.Королёва, просп.Димитрова, ул.Сосновая), ул.Якубовского, ул.Бялыницкого-Бирули)
24пл. Орджоникидзе – Речной порт(просп.Пушкина, ул.Гагарина, ул.Симонова, ул. Кутепова)
25ул. 30 лет Победы — Областная больница(ул. 30 лет Победы, ул. Гришина, ул. Первомайская, просп. Мира, ул.Якубовского,ул.Бялыницкого-Бирули)
26КП Радиоцентр «Любуж» – Малая Боровка(Витебский просп., Чаусское шоссе, ул. Киселёва, ул. Маневича)
27пос. Гребенёво – КП ТЭЦ-2(ул. Алтайская, ул. Симонова, просп. Шмидта)
29пл. Орджоникидзе – Ямницкий посёлок(ул. Челюскинцев, ул. Вишневецкого, ул. Ямницкая)
30мкрн. Казимировка — Завод «Техноприбор»(ул. Краснозвёздная, Минское шоссе, ул. Якубовского, просп. Мира, ул. Гришина)
31пл. Орджоникидзе – Чугунолитейное производство(просп. Пушкина, Славгородское шоссе)
32ул. Пашковская — Ветлечебница(ул.Пашковская, ул. Годуванцева, ул.Сурганова, ул.Якубовского, просп.Мира, ул.Первомайская, Шкловское шоссе)
34пл. Орджоникидзе – ГПТУ-227(ул.Первомайская, ул. Гришина, ул. Крупской, ул. Криулина)
36Больница МКСВ – ул. Симонова(ул.Акад.Павлова, Славгородское шоссе, просп.Пушкина, ул.Островского, ул.Симонова)
37пл. Орджоникидзе – пос. Броды(просп.Пушкина, ул.Островского, ул.Симонова, ул.Алтайская, ул. Ангарская)
39Вокзал — Завод «Могилёвтрансмаш»(ул. Гришина, ул. Крупской)
40пл. Орджоникидзе – мкрн. Фатина(просп. Пушкина, просп. Димитрова, ул. Мовчанского)
41пл. Орджоникидзе – Больница МКСВ(просп. Пушкина, Славгородское шоссе, ул. Акад. Павлова, (обратно: ул. Сосновая, просп. Димитрова)
43мкрн. Юбилейный – Вокзал(Днепровский бульвар, ул. Королёва, просп. Мира, ул. Гришина)
45Вокзал – мкрн. Фатина(ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Королёва, просп.Димитрова, ул.Мовчанского)
47Вокзал — мкрн. Казимировка(ул.Первомайская, просп.Мира, ул.Якубовского, ул.Загородное шоссе, ул.Минское шоссе, ул.Краснозвёздная)

С конца 1990-х в городе возобновили работу маршрутные такси, все маршруты обслуживались частными фирмами, ПС на протяжении 1990-2000-х годов в основном состоял из Ford Transit, переделанных из грузовых микроавтобусовMercedes, а также «Газелей», к 2000-м годам появились ПАЗ-3205, ПАЗ-4234, Радзимич А092 и другие. На данный момент действует около 35-40 маршрутов, в том числе и пригородные.

Наибольшее развитие троллейбусная сеть города достигла к 1997-99 годам. Количество маршрутов достигало 13-14, в 1996-97 были построены линии на Могилёвтрансмаш по улицам Гришина, Белинского, Крупской (около 7 км в однопутном исчислении) и на Переезд по ул. Первомайская (около 2,5 км). На конечной Переезд построена диспетчерская, на конечной Завод «Могилёвтрансмаш» строительство пункта начато и до сих пор не завершено. Чуть позже появилось кольцо ОблГаз на проспекте Шмидта. В дальнейшем маршруты только закрывались, объединялись или урезались. К середине 2000-х был сокращён до пл. Орджоникидзе, а затем закрыт 9 (до Переезда продлен 4), закрыты кольцевые 11 и 12 (ходили редко) и 14. Часто менял трассы 8 маршрут.

В середине 2000-х появились сокращённые версии 2,3,5 с индексом «К». 2к пл. Орджоникидзе – КП Зелёный Луг работал по часам пик, однако вскоре был закрыт. 3к и 5к идут от пл. Орджоникидзе и Вокзала соответственно, в межпиковое время большинство карточек 3 и 5 переходит на эти маршруты.

В 1990-е годы основу парка по прежнему составляли ЗИУ-682Б, В, Г. В 1993 году в Могилёве появились первые сочленённые троллейбусы – два Киев-11 производства Белремкоммунмаша. Один из них (№295) списан в 2004 году, второй примерно в тоже время укорочен и переделан в техпомощь, работает и в настоящее время. С 1995 года начали поступать Белорусские троллейбусы АКСМ-101, а уже в 1996 троллейбусы совершенно новой модели АКСМ-201. В течении 1990-первой половины 2000-х годов некоторые ЗИУ прошли КВР в новый кузов, часть в кузов АКСМ-101М, 5 машин в 2002 году стали АКСМ-201. В 2003-2004 годах в город поступили 7 Российских троллейбусов ЗИУ-682Г0А. В 2004 году, после списания Киев-11 город не остался без сочленённых машин, в депо поступил первый в городе низкопольный троллейбус АКСМ-333 с двумя тяговыми двигателями и современной информационной системой. На протяжении следующих 3 лет продолжались поставки АКСМ-20101, и постепенное списание ЗИУ, к 2005-2006 годам списаны все ЗИУ первых серий.  Летом 2007 года в город пришли первые 5 низкопольных троллейбусов АКСМ-32102, все они были оборудованы информационными системами. Поставки троллейбусов этой модели продолжаются и по сей день, в скором времени они заменят все ЗИУ-682.

Список троллейбусных маршрутов на 1998 год:

Маршрут
1Пединститут – КП ТЭЦ-2(ул. Космонавтов, просп. Шмидта)
2Завод «Могилёвтрансмаш» – КП Зелёный Луг(ул. Крупской, ул. Белинского, ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, ул. Челюскинцев)
3пл. Орджоникидзе – КП ТЭЦ-2(просп. Пушкина, ул. Габровская, просп. Шмидта)
4Вокзал – КП Любужский лесопарк(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
5Вокзал – КП ТЭЦ-2(ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Космонавтов, просп. Шмидта)
6КП ТЭЦ-2 – КП Любужский лесопарк(просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебскийпросп.)
7КП Зелёный Луг – КП Любужский лесопарк(ул. Челюскинцев (обратно с заездом на пл. Космонавтов), просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
8КП Зелёный Луг — Техучилище – КП Любужский лесопарк(ул. Челюскинцев, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
9КП Зелёный Луг – КП Переезд(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, ул. Челюскинцев)
10пл. Орджоникидзе – КП Любужский лесопарк(просп. Пушкина, просп. Димитрова, Витебский просп.)
11КП Переезд – ОблГаз — КП Переезд(ул. Первомайская, пл. Орджоникидзе, просп. Пушкина, ул. Габровская, просп. Шмидта, ул. Космонавтов, просп. Мира, ул. Первомайская)
12КП Переезд – ОблГаз — КП Переезд(ул. Первомайская, просп. Мира, ул. Космонавтов, просп. Шмидта, ул. Габровская, просп. Пушкина, пл. Орджоникидзе, ул. Первомайская)
14Завод «Могилёвтрансмаш» – Вокзал(ул. Крупской, ул. Белинского, Привокзальная пл., ул. Гришина)

© Владимир Фишман 2009-2010