В Могилёве работает 45 автобусных маршрутов и 13 троллейбусных. Ежедневно на линию выходят около 180 автобусов и около 115 троллейбусов.
К услугам пассажиров – автобусы малой вместимости Ford Tranzit, средней вместимости ПАЗ-3205, МАЗ-256, МАЗ-206, Радимич А092; большой вместимости МАЗ-103, МАЗ-104; а также около 70 автобусов особо большой вместимости МАЗ-105, МАЗ-107, Mercedes-Benz O405G. Преобладают автобусы большой вместимости МАЗ-103 и МАЗ-104. Автобусные парки входят в общеобластнуюструктуру «Могилёоблавтотранс». Ее руководство располагается в Могилёве.
Пассажиров перевозят троллейбусы ЗИУ-682Г, АКСМ-101, АКСМ-201, низкопольные АКСМ-321, а также один АКСМ-333. Ежедневно на линию выходит около 115 машин. Руководство парком возложено на «Горэлектротранспорт». Общая протяженность улиц с контактной сетью троллейбуса – около 45 километров (в однопутном выражении).
В последние несколько лет приобретаются автобусы и троллейбусы с низким либо пониженным уровнем пола. Срок эксплуатации ограничен 15-ю годами. С характеристиками и информацией о моделях можно ознакомиться на странице «Подвижной состав».
Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и имеют промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 — 800 метров и при малоэтажной застройке — 500 — 1000 метров.
Каждый автобус и троллейбус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. В данное время немало единиц подвижного состава оборудовано электронными информационными системами белорусского производства предприятий «МЭМЗ» и «Интеграл», а также «Урал» российского производства. Табло состоят из блинкеров и светодиодов, одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования (табло Урал представляют собой бегущую строку). На табло внутри салона отображаются названия остановок, а также справочная информация. Названия остановок, а также дополнительная информация сообщается по внутрисалоннымгромкоговорителям водителем либо информационной системой. Для дополнительного информирования пассажиров в разное время также использовались таблички «Без конудктора» и «тэхняспрауны» (технически неисправен). В могилевских троллейбусах ТГУ (по нему водитель объявляет остановки) дополнительно оснащено речевым информатором, установленным на каждом троллейбусе. Производится в Могилеве. Запись текста производится на флэшку в самом депо.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А» либо «Т». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования, начале и окончании движения, интервале движения в минутах во временных интервалах с 5 до 9 часов, с 9 до 15 часов, с 15 до 19 часов и с 19 до 24 часов. Для маршрутов с большими или нерегулярными интервалами движения приводится поминутное расписание всех рейсов по данному остановочному пункту. Допускается опоздание не более трех минут. В центральной части города и на крупных транспортных узлах размещены большие таблички с подсветкой вмещающие интервалы и расписания автобусных и троллейбусных маршрутов, а также маршрутных такси.
Довольно интересным фактом является наличие длинной троллейбусной линии, на юге, ведущей на ТЭЦ-2. Хотя формально троллейбус идет по городу (городская черта тянется 5 километров в 20 метров в каждую сторону от дороги), фактически дорога идет по полям и перелескам. Заканчивается дорога эффектным комплексом ТЭЦ-2. По дороге есть несколько остановок по требованию, а также целые остановочные терминалы рядом с проходными предприятия «Химволокно». Это остановки длиной около 150-200 метров, имеющие посередине встроенные подземные переходы.
Работа троллейбусных маршрутов контролируется диспетчерскими пунктами на конечных пунктах следования. Для этого в Могилёве создано 4 диспетчерских пункта (ТЭЦ-2, Переезд, Зелёный Луг, Любуж). Наиболее крупные конечные пункты троллейбусов – ТЭЦ-2, Зелёный Луг и Любуж
Наиболее крупные конечные остановки автобусов в Могилёве – это Вокзал, Завод «Могилёвтрансмаш», мкрн. Фатина, мкрн. Казимировка, Обласная больница, Больница №1, Автовокзал (почти все пригородные маршруты, а так же обеды, межпиковый отстой у многих городских маршрутов). Диспетчерские расположены на Автовокзале и в АП №1.
Ранее в Могилеве применялась диспетчерская система с информационными табло, отображающими время прибытия следующего автобуса для нескольких маршрутов. Табло до недавнего времени сохранялись на остановках «Г-ца Могилев» и на пл. Орджоникидзе. Сейчас не работает. Когда-то такая система применялась и для троллейбусов, но из-за частых сбоев, от нее отказались. Табло не так давно были и возле о.п. «Пл.Ленина» и «Драмтеатр». Одно новое современное табло повесили на о.п. «Пл.Ленина» в 2009-м, но так и не подключили.
У водителя при работе на городском маршруте имеется «карточка». В карточке содержится ее номер на маршруте, номер маршрута, время выезда и заезда в парк, время перерывов, смены водителей и обедов. В основном поле располагается таблица с указанием точного времени прибытия на контрольные и конечные пункты (время отметок). Карточки различают односменные (водитель выезжает из парка и заезжает в парк), двусменные (смена водителей производится на диспетчерской станции). Также бывают карточки с резервом (до обеда по маршруту, после обеда — в резерв), и разрывом (перерыв в работе составляет 3-5 часов, автобус находится на диспетчерской станции либо в парке), а также другие. Также практикуется плановое переключение машины на другой маршрут («смешанные» карточки). Чаще всего такие «карточки» применяются на маршрутах, работающих в часы пик. В этом случае машина начинает работу, например, по 36 маршруту, а во внепиковое время переключается на 24 маршрут.
С формами и способами оплаты городских перевозок можно ознакомиться на странице «Оплата проезда».
Владимир Фишман, Алексей Косинский, Иван Войтешонок 2006-2011