Почему электронные табло Могилева показывают недостоверную информацию?

Главное требование к электронному расписанию движения транспорта — его достоверность. И в Беларуси достаточно городов, жители которых могут смело доверять такому электронному табло. Однако Могилёв, судя по всему, избрал свой путь. Расписание здесь показывает всё что угодно, но не полезную информацию. Кажется, что владельцев электронных табло просто не волнует вопрос правильного информирования пассажиров. Невольно задаешься вопросом: а зачем тогда нужны расписания, которые вводят пассажиров в заблуждение? Кто должен нести ответственность за недостоверную информацию? Выясним сегодня.

Судя по результатам опроса, проведенного в августе – большая часть могилевчан вообще не в курсе, что на остановках есть электронные расписания транспорта. И немудрено. Прогулявшись до ближайшей остановки, мы обнаружили, что информация, которая отображается на табло, сильно отличается от действительности. В первую очередь, оно не показывает правильное время прибытия транспорта, во вторую – полностью игнорирует маршрутки, а некоторые табло вообще отображают движение только автобусов. Помимо этого, совершенно не понятно, куда в конкретный момент движется транспорт, в какую сторону и часть города. А ведь это – ключевая информация, необходимая для  гостей города и пассажиров, мало знакомых с городскими маршрутами. Опять же, если не знать схему движения и номер транспорта – все равно придется обращаться за справкой к интернету.

Мы связались с Вячеславом, владельцем могилевских электронных табло, чтобы он прояснил эту странную ситуацию.

Мы оценили работу расписаний, размещенных на остановках Могилёва: результат нас не порадовал. Вы отвечаете за те данные, которые отражаются на электронных табло?

— Нет, это не в компетенции нашей компании. Ответственность за эту информацию несут те, кто нам ее и предоставляет, — операторы пассажирских перевозок. В Могилеве это – ОАО «АТЭК — Могилев», в Бресте — КТУП “Брестгортранс”, в Гродно –ГП “Оператор пассажирских перевозок”, а в Гомеле – КТУП “Гомельоблпассажиртранс”. 

А вы сами заинтересованы в том, чтобы отображалась достоверная информация?

— Ну конечно. Ведь чем точнее информация на табло, тем чаще оно востребовано пассажирами. И, значит, они больше будут обращать внимание на рекламу. 

Согласно информации с сайта вашей организации, вам также принадлежат  электронные табло в Бресте и Гродно. Там такие же проблемы с качеством информации, что и в Могилёве? 

— Нет, там ситуация не в пример лучше. В апреле этого года брестский оператор перевозок выдал нам новую программу для отображения на табло информации о расчетном времени прибытия транспорта по остановке. Сегодня, по прошествии 5 месяцев функционирования в новой программе, мы можем обоснованно утверждать: данные на брестских табло пока самые точные.

А как обстоят дела с достоверностью такой информации в других городах?

— Насколько мне известно, всё зависит от того, какую систему информирования  использует оператор пассажирских перевозок. 

Справка:

«Система информирования – это программное обеспечение, которое предоставляет на электронные табло информацию о расчетном времени прибытия общественного транспорта».

— Брестский оператор перевозок использует систему информирования аналогичную той которую использует гомельский оператор, который развивает ее около 6 лет. Что касаемо остальных городов, где есть мои электронные табло, то Гродно только недавно начал перенимать брестский и гомельский опыт, а в Витебске местный оператор пробует развивать собственную систему информирования. 

Справка:

Минск занимает лидирующие позиции, как по  количеству электронных расписаний общественного транспорта на душу населения, так и в опыте их эксплуатации. В столице эффективно работает на протяжении 7 лет около 500 информационных табло, второе место в списке занимает Гомель, на третьем разместились Брест и Гродно. Могилёв же занимает предпоследнее место (более подробно в таблице).

п.п.ГородКол-во электронных таблоОпыт эксплуатации табло
1МинскОколо 500Около 7 лет
2Гомель8Около 5 лет
3Брест и Гроднопо 5Около года
4Могилев4Около года
5Витебск1Менее года

Логичным шагом было бы изучить, как налажена система обновления актуальной информации в расписаниях Минска, однако это не будет показательным. Все мы прекрасно понимаем, что в столице другое финансирование государственных органов и несопоставимые объемы перевозок пассажиров, позволяющие Минсктрансу устанавливать табло за собственные средства. К сожалению, в областных городах электронные расписания появляются только за счёт частных инвестиций. Поэтому изучим “передовика” среди областных городов – Гомель.  

Прибываем на место и прямо при выходе с территории железнодорожного вокзала видим электронное табло. Из плюсов сразу же замечаем, что, как и в Бресте, помимо автобусов и троллейбусов на табло отображаются ближайшие маршрутные такси. 

Очень удобно, что, как в Бресте и Минске, расписание показывает конечную остановку, куда в данный момент направляется транспорт. Кроме того, мы видим не только ближайшие автобус, троллейбус или маршрутку, но и следующие, прибывающие по этому же маршруту.

Если верить информации, то первыми (в районе 3 и менее минут) должны прибыть: автобус по маршруту №10, троллейбус №5 и маршрутки №27 и №5. Проверяем. По истечении 5 минут приходит весь заявленный транспорт. Правда, автобус с минутной задержкой, точнее, табло отреагировало на его прибытие только через минуту. 

Далее мы изучили остановки: “8 марта”, “Универмаг”, “Коминтерн” и “ЗиП”.

Обратили внимание, что на всех достаточно много граждан, внимательно изучали табло. Судя по опросу, который мы провели на остановках, большая часть местных жителей пользуются им и не имеют особых нареканий. 

Познакомившись с работой табло, мы направились к оператору пассажирских перевозок по Гомелю и Гомельской области, предоставляющего данные для электронного расписания, – в КТУП «Гомельоблпассажиртранс». Нас принял у себя заместитель директора Илья Авдеенко, которому мы задали несколько вопросов.

Правда ли, что ваша организация предоставляет информацию по прибытию общественного транспорта для электронных табло?

— Да, верно. Наша организация отправляет компаниям- владельцам электронных табло данные о расчетном времени прибытия общественного транспорта на остановочный пункт из нашей единой автоматизированной системы диспетчерского управления, в которой работают все перевозчики города и области.

Информация на табло Гомеля достаточно  точная, хотя есть нюансы, но все же удовлетворяет потребности граждан. В Могилёве, к сожалению, ситуация несколько другая. Как Вы этого добились?

— В 2014 году наша организация стала первым областным оператором пассажирских перевозок в РБ, которая начала внедрять и развивать единую автоматизированную систему диспетчерского мониторинга и управления общественным транспортом. К этой системе должен быть подключен весь коммерческий и государственный транспорт, работающий в регулярных пассажирских перевозках, согласно постановлению Совмина РБ №234 к Указу Президента №260. Одной из основных целей ее внедрения было построение и развитие единой полноценной системы информирования пассажиров на всей Гомельской области. А одним из главных факторов достижения высокой точности и полноты информации на электронных табло и других средствах информирования является активная работа с перевозчиками. Важно контролировать в режиме online показатели процента регулярности выполнения рейсов. Проще говоря, это степень соблюдения перевозчиком расписания. К примеру, если автобус из 10 остановок рейса 9 проехал, уложившись в промежуток +3 -5 минут, то регулярность по рейсу будет равна 90% и рейс, соответственно, считается регулярным.

У Вас ведь государственная организация?  Система диспетчерского мониторинга и электронного информирования —  не дешевое удовольствие. Получаете дотации из бюджета?

— Наша организация действительно государственная, но мы не получаем дотаций из бюджета. Существуем и развиваемся за счет собственных средств. Я не буду вам говорить, сколько конкретно стоит наша система диспетчеризации. Могу лишь сказать, что на фоне других, аналогичных, это решение со всем предоставляемым набором инструментов и функционалом, одно из самых бюджетных. Что касается системы информирования, а именно сайта и приложения, то эти модули идут, так сказать, в качестве бонуса. Затраты на содержание электронных табло, как самих экранов, так и программного обеспечения, взял на себя частный инвестор, которого нам удалось привлечь. 

Ваша организация может предоставить информацию для электронных табло только по Гомелю?

— Так как мы подключили к единой системе диспетчеризации всех государственных и частных перевозчиков Гомельской области, смогли выстроить единую систему информирования пассажиров. Она реализована в виде:

  • сайта https://gopt.by/gomel/, на котором отображается как движение и местоположение всего транспорта, так и актуальное расписание на любой день недели и расчетное время прибытия транспорта на каждую остановку;
  • мобильного приложения «Транспорт BY», которое обладает более расширенной информативностью, чем сайт. Например, отображает специальные транспортные средства, позволяет построить оптимальный маршрут по всем видам транспорта, включая железнодорожный;
  •  электронного табло на остановках, которое отображает расчетное время прибытия всего общественного транспорта, проходящего через  конкретный остановочный пункт.

Таким образом, наша организация может информировать пассажиров и давать информацию для электронных табло в любом населенном пункте Гомельской области, где осуществляются пассажирские перевозки в регулярном сообщении.

Действительно брестский оператор перевозок перенял Вашу систему информирования для электронных расписаний?

— Да. В Бресте уже более двух лет внедрена и активно развивается такая же, как у нас, система диспетчеризации, следовательно, и комплекс единого информирования пассажиров тоже. Похожая система очень давно внедрена в Минске. В Гродно и Могилеве ее поставили относительно недавно. В Витебске местный оператор использует другую систему. 

И только разобравшись в тематике, мы созвонились с местным оператором пассажирских перевозок ОАО «АТЭК — Могилев» и задали несколько вопросов начальнику отдела организации перевозок пассажиров Анатолию Корделюку.

Насколько нам стало известно, у вас внедрена такая же система диспетчеризации, как в Гомеле?

— Да, верно. 

Почему тогда наши могилевские электронные табло на остановках работают не так точно, как в том же Гомеле?

— Гомель работает по навигации (единая система диспетчеризации*– от Авт) более 6 лет. Мы получили первый опыт такой работы лишь прошлой осенью, то есть меньше года назад. Требуется время на обкатку системы. Это не такой уж быстрый процесс. Например, сегодня у нас в городе 450 маршруток, на каждую нужно составить свое расписание. В Гомеле и кадров больше: на 100 машин один диспетчер. У нас нет такого штата, поэтому нагрузка на каждого сотрудник существенно больше. Но мы не стоим на месте: есть навигация, пытаемся сделать схему движения максимально прозрачной, чтобы было видно в режиме онлайн, куда идет тот или иной транспорт. 

Будете ли вы как оператор развивать единую систему информирования пассажиров на всю область по аналогии с Гомелем?

— Да, постараемся. Будем равняться на гомельские результаты.

Что мешает развитию единой системы информирования пассажиров в Могилеве и области?

— Вопрос финансирования, сами понимаете. Заказчик – город (обл-, рай-, гор- исполкомы*).

К сожалению более развернутые и подробные ответы у ОАО «АТЭК — Могилев» нам взять не удалось. 

Резюме

  • Могилевский оператор имеет две системы диспетчеризации. К первой (устаревшей) подключены троллейбусы и автобусы — эта же система подключена к табло. Ко второй (похожей на гомельскую) подключены маршрутки, и весь акцент оператор ставит именно на них. Тогда не совсем понятно, почему в новую систему диспетчеризации, где есть маршрутки, не подключают автобусы с троллейбусами. И почему эту систему не подключают к табло, чтобы отображался весь транспорт. Напоминаем, что это противоречит постановлению совмина РБ №234 к указу президента №260. В нём сказано, что оператор должен заниматься всем транспортом, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки, и выстраивать единую систему диспетчеризации и информирования пассажиров.
  • Цель гомельского оператора – “активная работа с перевозчиками по контролю за выполнением в режиме online показателей процента регулярности и выполнения рейсов”, у нашего же оператора – “мы пытаемся сделать, чтобы было видно, куда транспорт идет в режиме online”. То есть одни хотят контролировать, а вторые – просто смотреть, куда ездят.  И даже, если это просто неточность выражения, она говорит о многом.
  • Основным препятствием в развитии единой системы информирования наш могилевский оператор видит отсутствие финансирования со стороны государства. В то же время гомельский оператор работает за счет собственных средств, а систему информирования, электронное табло, развивает с помощью частного капитала. В Могилев тоже пришел частный инвестор, готовый развиваться и расширять свою сеть электронных табло по области, теперь главное этим воспользоваться для пользы дела. К слову, после интервью мы узнали от Вячеслава, что его фирма уже установила еще одно электронное табло в Бобруйске.

К сожалению, как и большинство направлений развития региона, транспортная инфраструктура недостаточно финансируется, чтобы отвечать требованиям граждан. Для операторов других городов это не стало проблемой – они успешно взаимодействуют с частными фирмами, обеспечивая качественное и своевременное информирование пассажиров. Судя по интервью с могилевским оператором, работа с усвоением передового опыта коллег до сих пор продолжается. Хочется верить, что могилевчане скоро дождутся полноценных электронных расписаний на остановках, которые будут показывать актуальную и полную информацию по всему общественному транспорту.
Mogilev.online, при содействии сайта Redsale.by