Как в минском метро возвращают родную подсветку станций

На станции метро «Площадь Ленина» спустя годы снова подсветили шар с серпом и молотом, а еще вернули подсветку памятника «Курловский расстрел». А вот на «Востоке» вместо задуманного архитекторами «света из иллюминаторов» уже шесть лет висят обычные лампы — так будет всегда? Ответ — в материале. В столичной подземке TUT.BY рассказали, как возвращают родное освещение станций.

Как на «Купаловской» зажигают панно

В минском метро постепенно приводят в порядок освещение на станциях. Если точнее — возвращают некоторые решения архитекторов. За годы работы подземки многие оригинальные лампы перегорели.

В службе электроснабжения Минского метрополитена объясняют:

— Когда строили станции, некоторые стекла заказывали в других союзных республиках. Плафоны стали выходить из строя, похожие часто не могли найти, поэтому что-то переделывали или просто выводили из работы. Что-то терялось с точки зрения архитектуры и когда стали заменять прежние энергоемкие лампы на более экономные. Сейчас цель — зажечь все лампочки, которые горели когда-то, а заодно с помощью современного оборудования исполнить замысел проектировщиков.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Декоративное панно на «Купаловской» после того, как его подсветили

Из последнего — ярко загорелось одно из двух декоративных стеклянных панно на станции «Купаловская».

Минчане постят фотографии в соцсетях с комментариями вроде: «Оно, что, и раньше горело?», «Вау, там почистили плафоны!», «А второе зажгут?»

Стекла действительно почистили. Но это не все.

— Панно подсвечивались, но очень тускло. Чтобы это исправить, разработали новое решение, — объясняет главный инженер службы электроснабжения Алексей Хатеев. — Одну композицию уже подсветили светильниками с конструктивными особенностями. Сейчас экспериментируем с режимами, смотрим, как будет работать. Подсветка будет работать с обеих сторон.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Интерьер «Купаловской» должен отсылать к народному празднику Купалье и природным мотивам. На стенах вдоль платформы — «колоски», их тоже зажгут ярче, а пока подбирается нужный режим

Зачем нужна подсветка серпа и молота и «факелов революции»

Станция «Октябрьская» этим летом заметно посветлела. Стали более заметными на платформе и колонны, которые символизируют «факелы революции».

Интерьер станции «Октябрьская» после работы с освещением

— Раньше казалось, что на станции темно. Так было и сразу после постройки «Октябрьской», несмотря на то, что свет был включен на 100% по проекту. Мы стали думать, почему темно, — отдали стекла в светотехническую лабораторию. Оказалось, их светопропускаемость — менее 40%, мощный свет от ламп не мог их пробить. Теперь мы поставили специальные линзованные прожекторы. Немного подсветили стекла, а основной поток света направили на потолок — отражаясь, он рассеивается. На уровне платформы мы в итоге получаем современную норму освещенности.


«Потолок напоминает крышу хаты». Необычная экскурсия по минской подземке


Если из строя выходит какой-то специфический светильник, найти замену бывает непросто. Во время взрыва на «Октябрьской» в 2011 году разбились стекла на нескольких колоннах — в поисках решений для изготовления идентичных пришлось поездить по заводам.

Помимо «факелов революции», подсветили в этом году и композицию с серпом и молотом на «Площади Ленина».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Композиция «Светоч» на станции «Площадь Ленина»

— В свое время кто-то решил выключить подсветку знака «Курловский расстрел» и шара с серпом и молотом, а потом никто не решался включить. Мы предложили руководству вернуть — нас поддержали. Читаем разные комментарии, но хочется сказать: мы «ни за белых, ни за красных» — мы за архитектуру метро, за красоту станций, — говорят специалисты минской подземки.

Такой подход дает эффект. Недавно в Минске побывал американец Питер Сантеннелло, который сначала снял обзорный ролик про город, а потом отдельный — про метро. На «Площади Ленина» его внимание привлекла композиция «Светоч». Турист говорит про шар с серпом и молотом: «Это немного сюрреалистично. Очень мощно!»

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Мемориальный знак, посвященный Курловскому расстрелу — трагическим событиям 1905 года на Привокзальной площади в Минске. Еще недавно задуманная архитекторами красная подсветка не работала и памятник был плохо заметен

Что еще подсветят на «Площади Победы»

Работают в метро и с освещением станции «Площадь Победы». Художник станции Валерий Довгало объяснял TUT.BY, что колонны там — символ салюта победы. Светильники сделаны из хрусталя, но в них добавили «лампы попроще».

— Стекла оттуда мы тоже отдали в лабораторию, чтобы разобраться, как добиться лучшей пропускаемости света. Вернем все, что было подсвечено раньше, к 9 мая 2020 года. Сверху памятник Победы приводят в порядок (сейчас реконструируют обелиск над станцией. — Прим. TUT.BY), мы тоже хотим сделать по максимуму.

Салют Победы в оформлении колонн на станции «Площадь Победы»

Что за «световые шторки» зажгут на «Академии наук»

Экспериментируют с освещением в метро по ночам. На станцию «Академия наук» вернут подсветку между колоннами. Она была задумана изначально.

— Выходя из поезда, люди должны были проходить через этакую «световую ширму» на платформу. Правда, даже когда все работало, воплощение идеи было неполным из-за ограниченности технических средств. Когда подсветку отключили — никто на это не обращал внимания. Сейчас хотим получить и красоту, и максимальную эффективность.

Фото: из архива Александра Лычавко
На этом фото (предположительно, сделанном в 1990-х) виден свет между колоннами на «Академии наук».
Фото: из архива Александра Лычавко

Почему родное освещение на «Востоке» вернут, а на «Московской» — нет

Идея оформления станции «Восток» — космос, ниши на стенах — иллюминаторы. Долгое время свет давали лампочки, размещенные за плафонами в нишах. Еще в 2013 году лампы в нишах погасили, взамен повесили светильники с лампами дневного света.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Ниши, стилизованные под иллюминаторы, в оформлении станции «Восток». Видны плафоны, лампы в которых отключили в 2013-м, и светильники, установленные взамен

— Мы понимаем проблему, станция «Восток» — наша боль, но там все непросто, — говорят в службе электроснабжения. — Сначала плафоны были из специального пластика, со временем они потемнели — из-за этого станция начала терять внешний вид. Как могли, в метро пытались решить вопрос. У нас в Беларуси по образцу изготовили новые плафоны, их подсветили сзади, но и они быстро пришли в негодность, пожелтели. Пришлось повесить лампы дневного света.

Не последним аргументом была и экономия.

— Раньше стояли прожекторы мощностью 150 ватт, теперь — по 36. Представьте, при работе метро 365 дней в году и 24 часа в сутки — какие затраты, — говорит Алексей Хатеев. — Но иллюминаторы на станции снова станут основным источником света. Мы нашли решение: сейчас есть более стойкий светотехнический пластик. Мы пытаемся найти, кто сможет сделать из него копии оригинальных плафонов. Надеемся решить вопрос в следующем году.

А вот на станцию «Московская» родное освещение не будут возвращать. Раньше там был подвесной потолок из белого оргстекла, через которое проходил рассеянный свет.

Фото: А.Лободы
Так выглядел оригинальный подвесной потолок из белого оргстекла на станции «Московская», который давал рассеянный свет. Фото: А. Лободы

Сначала потолок «выключили», повесили другие лампы. Потом сняли оригинальный потолок. По этой станции специалисты категоричны: освещение останется таким, как сейчас.

— При прежних потолках были проблемы по техобслуживанию и степени освещенности станции. Не все идеи архитекторов просты для эксплуатации. Сегодняшнее решение по освещенности станции нас устраивает и соответствует нормам, — говорит Алексей Хатеев.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
В последнем варианте подвесной потолок на станции «Московская» заменяет подсветка

Как удается сэкономить, если станции становятся светлее

В метро подсказывают изменения, на которые пассажиры могли не обратить внимания. Например, на «Пролетарской».

— Если раньше станция воспринималась уныло, то теперь стала выглядеть монументальной. Благодаря подсветке вырисовались колонны.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Станция «Пролетарская» в обновленном освещении

На «Якуба Коласа» свет снова льется из специальных ниш в потолке — колонны с сюжетами быта белорусов теперь лучше освещены.

На станции «Парк Челюскинцев» подсветили люстры на потолках. Здесь побывал канадский фотограф Кристофер Хервиг. Его снимок этой станции (а еще — «Октябрьской») попал в книгу канадца по советским станциям метро.

Уже давно включены фонари на «Пушкинской». Посветлел переход между «Купаловской» и «Октябрьской», на «Немиге» лучше осветили кассовые залы и подземный переход, ведущий к станции.

Постепенно подземку приводят к современным нормам по освещенности — в советские годы на станциях могло быть темнее почти в два раза.

При этом метрополитеновцам удается сэкономить. Специалисты объясняют:

— На «Институте культуры» поставили новые светодиодные светильники, потребление уменьшили в два раза — теперь в месяц экономим порядка шести тысяч киловатт электроэнергии. На «Тракторном заводе» стояли мощные лампы ДРЛ — заменили их на светодиодные, и энергопотребление сократилось в три раза.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
На станции «Пушкинская» зажгли фонари уже несколько лет назад. Потом в них поставили светодиодные лампы
Читать полностью:  https://realty.tut.by/news/offtop-realty/656722.html