Во второй половине следующего года на Москве-реке могут открыть регулярный пассажирский маршрут. Во всяком случае, необходимый транспорт для его обслуживания ГУП «Мосгортранс» рассчитывает получить до середины осени. Соответствующая закупка уже объявлена.
По аналогии с проектами «Московское центральное кольцо», «Московские центральные диаметры», водный проект Правительства Москвы, не имеющий пока официального названия, в блогосфере уже окрестили «Московская центральная река».
Аукцион на поставку 10 пассажирских судов и одного «штабного» объявлен «Мосгортрансом» 13 ноября. Заявки от претендентов закончат принимать 5 декабря, а к 10 числу предновогоднего месяца планируют определить поставщика. Начальная (максимальная) цена контракта — 1,03 млрд руб.
Суда предназначаются для регулярных пассажирских перевозок по акватории Москвы-реки. Категория ледового усиления должна обеспечивать круглогодичную эксплуатацию судна в акваториях рек средней полосы России («Р» лёд 20) в климатических условиях с температурой наружного воздуха от -40°С до +40°С и забортной воды от -2°С до +25°С.
В отличии от закупок автобусов, где «Мосгортранс» опирался на серийно или предсерийно выпускаемую продукцию, готовых аналогов водного транспорта пока не существует. Поставщик сам должен разработать проект судна с описанием конкретных характеристик поставляемого товара (внешний, внутренний дизайн судна, компоновка оборудования на судне, конкретные технические характеристики), которые обязаны соответствовать всем действующим нормативам, включая Правила Российского Речного Регистра.
Московских заказчиков интересует однопалубный теплоход с водоизмещающим корпусом, пассажирским салоном, оснащенным дополнительными местами для пассажиров с детьми и инвалидов, стеллажом для размещения ручной клади и парковочной площадкой для велосипедов. Подчёркивается, что велопарковка может быть устроена не в салоне, а на открытой палубе. Компоновка корпуса судна окончательно определится на стадии дизайн-проекта и подразумевает размещение пассажирского салона с раздвижными дверями входа и выхода, надстройки с постом управления, кормовой грузовой палубы, допускающей безопасный выход пассажиров для прогулки в летний период, с дополнительной дверью в салон.
Дизайн теплоходов утверждается «Мосгортрансом», для чего поставщик должен разработать и направить заказчику на согласование не менее трёх разных интерьерных и экстерьерных вариантов, а также масштабных моделей судна. На передней маске речных трамвайчиков обязателен логотип «Московский транспорт», а по бортам будет предусмотрено место для нанесения городского номера судна. Отдельно поставщик обязан предложить варианты праздничной иллюминации судов.
С технической стороны корабли должны обладать запасом автономного хода не менее суток и дальностью плавания не менее 450 км без дозаправки. Скорость полного хода — не менее 27 км/ч, а в мелкобитом льду — не менее 15 км. Управлять теплоходами будет экипаж из двух человек — судоводителя и матроса-моториста. Ход обеспечат два тяговых дизельных двигателя, установленных в одном машинном отделении.
Салон теплоходов должен вмещать не менее 40 человек в креслах, а с учётом стоячих мест — до 50 человек. На борту должны быть предусмотрены две туалетные комнаты, из которых одна — оборудована для инвалидов.
Для посадки/высадки пассажиров на причалах судна предусматриваются механизированные устройства (аппарелями) для компенсацию разновысотности главной палубы судна и причала в пределах +/- 0,4 м. Входы в пассажирский салон судна должны быть оснащены съемным оборудованием билетной системы ГУП «Мосгортранс» (валидаторами).
Мультимедийная начинка салона будет включать в себя табло, карты, лайтбоксы, доступ к интернету через сеть Wi-Fi. порты USB и USB-C для подзарядки мобильных устройств, а также камеры видеонаблюдения с системой подсчета пассажиров. Обязательно также наличие места под вендинговые автоматы.
Исходя из аукционной документации, пассажирские сидения теплоходов будут аналогичны применяемым в автобусах и электробусах КамАЗ и ЛиАЗ последних поставок — с сине-серым четырёхцветным квадратным рисунком обивки.
Срок службы закупаемых теплоходов — 30 лет. Городской заказчик должен получить от поставщика регламент сервисного обслуживания судов. За самим процессом построения судов компания-перевозчик тоже планирует наблюдать. Также поставщик обязан провести стажировку судоводительского состава «Мосгортранса» на поставляемых судах. Принимать передаваемый ему флот ГУП будет в акватории Северного речного порта Москвы (в районе д. 51 по Ленинградскому ш.).
Кроме 10 пассажирских судов расчётной стоимостью 82,859 млн каждое, поставщику заказа для «Мосгортранса» необходимо построить ещё «штабное» судно за 203,03 млн руб. Оно предназначено для оперативного контроля, организации и координации движения пассажирских судов, реагирования на изменения ситуации на маршруте, связанной с изменением движения льда, изменением пассажиропотока, а также для проведений оперативных совещаний. Этот теплоход будет постоянно присутствовать на линии в формате «24/7» (круглосуточно), буксировать прочие суда флотилии. На его борту может разместиться 25 пассажиров и усиленный экипаж — капитан-механик, моторист-рулевой, проводник-матрос и проводник.
Так как предварительная стоимость закупки составляла 1,31 млрд руб,, что превышает один миллиард рублей, в соответствии с законодательством проводится обязательное общественное обсуждение. Для закупки № 201900193300 оно проводилось на официальном сайте zakupki.gov.ru, и тогда не привлекло внимания общественности. Никто не явился и на очные публичные слушания 18 июня этого года.
Как предписывает закон, одновременно со стартом закупки проводится второй этап обязательного общественного обсуждения. На сайте закупок оно будет вестись с 13 по 27 ноября.
Победитель аукциона в течение 30 дней после подписания контракта должен представить эскизный проект и расчёт стоимости судов, в течение 60 дней — спецификацию судов, регламент сервисного обслуживания и модели судов (М 1:20), за 210 дней подготовить пакет технической документации на головное судно. Первый корабль должен быть передан «Мосгортрансу» к 1 мая 2020 г., второй — до 30 мая, третий — до 15 июня, четвёртый — до 30 июня, и далее до середины сентября два раза в месяц, Заключительные два теплохода надлежит поставить к 30 сентября будущего года.
Лицензию на осуществление водных перевозок «Мосгортранс» получил ещё в 2013 г. Затем в его оперативное управление передали здание Северного речного вокзала, и была начата его реконструкция.
Планируется, что первый регулярный речной маршрут по Москве-реке будет организован на участке от Нижних Мнёвников до Киевского вокзала мимо Москвы-Сити.
Ранее «Мосгортранс» объявил два аукциона на поставку в 2020 г. и сервисное обслуживание в течение 15 лет трёхсот электробусов.
В 2018 г. столичный Северный речной вокзал и подмосковные Химки непродолжительное время соединял экспериментальный водный маршрут, однако этот проект не получил дальнейшего продолжения.