Организация движения
Городские перевозки пассажиров в Речице обеспечивают автобусы Республиканского дочернего автотранспортного унитарного предприятия «Автобусный парк №3» системы «Гомельоблавтотранс». Адрес: 247500, Речица, ул. Трифонова, 70. Телефон: +375 2340 4-43-25. Помимо автопарка, есть несколько частных перевозчиков, которые обслуживают маршрут 16 «Вокзал — Озерщина».
Ежедневно автобусы выходят на более чем десять маршрутов. К услугам пассажиров – автобусы большой вместимости МАЗ-103, МАЗ-104, автобусы особо большой вместимости МАЗ-105, Икарус-280, средней вместимости Радимич А092 и ПАЗ-3205. Что интересно, в городе отсутствуют автобусы «Неман».
На городских муниципальных маршрутах в 2010 году, за исключением нескольких Икарус-280, работают только большие автобусы марки «МАЗ»: МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-104С и МАЗ-105. Городские коммерческие маршруты, принадлежащие автопарку, обслуживаются автобусами Радимич А092 в городской и пригородной версиях, а также микроавтобусами ГАЗель и Люблин. Городской коммерческий частный маршрут обслуживают автобусы ПАЗ-3205.
Маршрутная схема Речицы построена с максимальным удобством для пассажиров. Практически со всех популярных мест можно добраться в нужный район. Это достигнуто благодаря использованию кольцевых и полукольцевых маршрутов.
Маршруты 1л (левое кольцо) и 1п (правое кольцо) начинаются на северо-западе города у автопарка и городской больницы, а затем делают кольцо по городу по часовой стрелке (1п) и против часовой стрелки (1л), объединяя вокзал, центр города, рынок, метизный завод. Маршруты 5 и 7, начинаясь на юге от вокзала и автостанции, объединяют те же объекты, совершая полукруг по городу и заканчиваются на юго-западе города. Маршруты 4 и 6 охватывают районы, не обслуживаемые вышеназванными маршрутами, а также связывают улицы, между которыми на полукольцевых маршрутах передвигаться нерационально.
Новейший маршрут Речицы – 7 «Автостанция – Вертолетная площадка». Он в форме полукольца следует через вокзал, рынок и центр города к району малоэтажной застройки «Вертолетная площадка», что находится на юго-западе. Возможно, появится маршрут №8, который свяжет данный район через ул. Дзержинского и Ленина с поселком Днепровец.
Почти через весь город проходят и коммерческие маршруты 16, 16э, идущие в Озерщину. Есть и муниципальный маршрут в Озерщину (№3), однако он позволяет доехать лишь до северо-западной окраины города, затем необходимо пересаживаться на автобусы других маршрутов, поэтому пассажиры в основном пользуются коммерческими автобусами. Через город проходит также пригородный маршрут 200 (ранее городской маршрут №2), связывающий населенные пункты к северо-западу и к юго-востоку от города через центр Речицы.
Все автобусы завязаны в единую систему спутниковой диспетчеризации.
Пригородные и междугородные маршруты отправляются от автобусной станции. Она находится в нескольких сотнях метров от железнодорожного вокзала. Автостанция является конечной для городских автобусных маршрутов 4, 7 и 16.
Городские маршруты предусматривать перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и иметь промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 — 800 метров и при малоэтажной застройке — 500 — 1000 метров.
Каждый автобус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. В данное время часть подвижного состава оборудовано электронными информационными системами белорусского производства предприятий «МЭМЗ» и «Интеграл». Табло состоят из блинкеров и светодиодов, одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования. Названия остановок, а также дополнительная информация сообщается по внутрисалонным громкоговорителям водителем либо информационной системой.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования, приводится поминутное расписание всех рейсов по данному остановочному пункту.
Оплата проезда
Проезд пассажиров в городском общественном транспорте оплачивается покупкой билетов на проезд. В Речице стоимость проезда в автобусах обычных городских маршрутов составляет 600 рублей. Стоимость поездки не зависит от протяженности маршрута. Стоимость проезда на коммерческих маршрутах 16 и 16э составляет 900 рублей.
На городских автобусных маршрутах практикуется работа кондукторов, в обязанности которых входит продажа талонов и контроль полноты оплаты проезда. Кондукторы реализуют отрывные талоны, действующие только в данной поездке и в данном автобусе. Погашаются самим кондуктором. Идентификация отрывного талона контролирующими лицами производится по серии и номеру талона из реализующегося в данный момент рулона. Приобрести билеты на последующие поездки нельзя. В автобусах коммерческих маршрутов талоны на проезд продает водитель. При получении оплаты водитель распечатывает билет на кассово-суммирующем аппарате.
Можно также оплатить проезд покупкой проездных билетов с заданным сроком действия: билеты на декаду (с 1 по 10 числа месяца, с 11 по 20 и с 21 по 31), а также проездные билеты на один месяц. Билеты можно приобрести в киосках. Погашение проездных билетов не требуется. Проезд разрешен исключительно в течение одного месяца года, указанного в билете.
Пассажир обязан в промежутке до следующей остановки оплатить проезд: при отсутствии проездного билета купить у водителя и прокомпостировать билет, прокомпостировать заранее купленный талон либо приобрести отрывной талон у кондуктора.
Проконтролировать оплату проезда имеет право кондуктор, находящийся в салоне, водитель автобуса, а также ревизоры. Документы на проезд должны предъявляться по первому требованию данных лиц. Однако только ревизоры имеют право налагать штраф за безбилетный проезд. Ревизор в обязательном порядке обязан иметь удостоверение ревизора и визитную карточку в нагрудной части с личными данными проверяющего. При взимании штрафа ревизор обязан выдать квитанцию об уплате стоимости штрафа. Уплата штрафа не освобождает от оплаты проезда.
При поломке автобуса пассажиры, пересевшие в следующий автобус, имеют право проезда по билету, погашенному в неисправном.
Иван Войтешонок 2010
Фотографии: Иван Войтешонок
© beltransport.by 2009-2010