Рогачев – город в Гомельской области с численностью населения более 34 тысяч человек. Районный центр, расположен в 17 километрах к северу от Жлобина и в 110 километрах от Гомеля. Через город проходит железная дорога, связывающая Гомель, Жлобин, Могилев и Оршу.
В Рогачеве автобусные перевозки обеспечивает Республиканское дочернее автотранспортное унитарное предприятие «АТУП №9», входящее в состав «Гомельоблавтотранс». Адрес: 247250, г. Рогачев, ул.Кирова, 35. В 2010 году предприятию исполнилось 50 лет.
Основу подвижного состава обслуживающего городские маршруты составляют автобусы МАЗ-103, МАЗ-104 и Неман-5201. Так же работает единственный сочлененный автобус – МАЗ-105.041 с двигателем Renault (выпуска 2002 года). Преимущественно работает на маршруте 2.
Для обслуживания пригородных и междугородных маршрутов используются автобусы КАвЗ-4238 («Аврора» с длинной колесной базой), один МАЗ-152, пять Радимич А092, несколько ПАЗ-3205, один МАЗ-206, Неман-520122 улучшенной комфортности, несколько МАЗ-256. Ранее также эксплуатировались автобусы ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699. До недавнего времени на городских и пригородных маршрутах можно было увидеть автобус МАРЗ-52661 (а в начале 2000-х г.г. и по маршруту Рогачёв — Гомель, т.к. парк испытывал трудности с подвижным составом). Прибыл в июле-августе 2001 г. Снят с линии в 2010 г.
Городские маршруты популярны, на остановках постоянно есть ожидающие. Особенностью городских перевозок в Рогачёве является то, что некоторые маршруты совершают по одному рейсу утром и вечером в близлежащие деревни. Например, № 3 — в деревню Заболотье, № 4 — в деревню Щибрин (в направлении Быхова), № 5 — в деревню Лучин (в направлении Жлобина). Маршрут №6 — дежурный маршрут, курсирующий ночью. В основном он предназначен для развозки водителей автобусов в парк и из парка, но автобусы данного маршрута останавливаются на каждой остановке, и воспользоваться ими может каждый желающий.
В 2010 году началась реконструкция городского автовокзала. В 2011 году планируется завершение ремонта.
Схема маршрутов:
Список маршрутов:
№ | Маршрут | Примечание |
1 | Елисеева – КПК(ул. Елисеева, ул. Кирова, ул. Ленина, ул. Калинина, ул. Белинского, ул. Свердлова, ул. Пушкина, ул. Пилютова) | |
2 | Елисеева – СШ №5(ул. Елисеева, ул. Кирова, ул. Бобруйская, ул. Ленина, ул. Октябрьская, ул. Санникова, (обратно по Ленина), ул. Парижской коммуны, ул. Богатырёва, ул. Набережная, ул. Степанова, ул. Парижской коммуны, ул. Ленина) | экспресс |
2а | Автовокзал – СШ №5 | микроавтобус |
3 | Пос. Южный – Якуба Коласа(ул. Кирова, ул. Смидовича, ул. Интернациональная, ул. Ленина, ул. Друтская, ул. Кожедуба, ул. Я.Коласа, ул. Друтская) | отдельные рейсы до д. Заболотье |
4 | ПМК-44 – Микрорайон №2(ул. Богатырёва, ул. Набережная, ул. Степанова, ул. Парижской коммуны, ул. Ленина (назад ул. Октябрьская, ул. Санникова), ул. Калинина, ул. Гоголя, ул. Пилютова, ул. Пушкина, ул. Я. Коласа, ул. Кожедуба) | Кол-во рейсов летом резко уменьшаетсяОтдельные рейсы до д. Щибрин |
5 | Лесопункт — СШ №5(ул. Заречная, ул. Кирова, ул. Бобруйская, ул. Ленина, ул. Богатырёва) | Рейсы до д. Лучин |
— | Елисеева – Автовокзал – ЖД Вокзал — ПМК-44 – КПК – Микрорайон-2 – СШ №5 | дежурный, ночные рейсы |
7 | Елисеева — мкр-н «Корея« | микроавтобус |
В городе также работают маршрутные такси. До 2002 г. маршруток в городе не было вовсе. В сентябре 2002 г. появилось первое маршрутное такси и обслуживалось частным предпринимателем. В короткое время количество маршруток увеличилось ввиду популярности данного вида услуг у населения. Занимались этими перевозками по-прежнему частные предприниматели. Спустя некоторое время, предприятием АТУП-9 были приобретены 5 микроавтобусов ГАЗель, вышедших на улицы города в январе 2004 г. и составивших достойную конкуренцию «частникам». Кроме ГАЗелей, в парке имеются пришедшие чуть позже микроавтобусы «Соболь» и «Семар-3234».
Подвижной состав:
МАЗ-103, -103С | МАЗ-103 — низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В Рогачеве используются машины разных лет выпуска. Есть МАЗ-103.041 с двигателем Renault 2001 г.в. (выход на линию: август-сентябрь 2001 г). В 2009-2010 гг парк пополнился городскими автобусами МАЗ-103.065 и МАЗ-103.465. Всего автобусов МАЗ-103 насчитывается 3 единицы. |
МАЗ-104, -104С | МАЗ-104 — 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Более 100 автобусов было поставлено в Минск. Автобусы данной модели работают во многих городах республики. Последние обширные поставки были в конце 2005 года в несколько десятков городов республики.Автобусы МАЗ приобретаются парком с 1998 г. Первым пришедшим автобусом этой марки оказался МАЗ-104 (в 2010 г. снят с линии). Последний автобус этой модели был приобретён в 2005 г. (в лизинг, как и МАЗ-152.022). Первым же автобусом МАЗ, но на территории Рогачёвского района, оказался МАЗ-104С, приобретённый в 1997 г. санаторием республиканского значения «Приднепровский». Работает и по сей день в качестве служебного и экскурсионного автобуса. |
МАЗ-105 | МАЗ-105 — сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики (Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280.На городских маршрутах работает единственный сочленённый автобус — МАЗ-105.041 с двигателем Renault (выпуска до 2004 года).» — эта «гармошка» пришла в парк в августе 2002 г, а вышла на линию в середине сентября 2002 г. |
МАЗ-152 | МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник.В Рогачеве эксплуатируется один автобус с двигателем ЯМЗ МАЗ-152.022, приобретенный в лизинг в 2005 году. |
МАЗ-206, -226 | МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. МАЗ-206 работают в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле, Глубоком, Жлобине, Орше, Полоцке и других городах.В 2008 г. был приобретён один автобус МАЗ-206.067 (2008 г.в.). Данный автобус обслуживает пригородные маршруты, а также городской маршрут № 4 в связи с незначительным пассажиропотоком в летний период. |
МАЗ-256 | МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах в разных городах республики. Представлен почти во всех белорусских городах. В Рогачеве работает три автобуса. |
Радимич А092 | Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В автопарке Рогачева есть пять автобусов данной модели, включая автобус в междугородней комплектации с кондиционером, курсирующий, как правило, по маршруту Рогачёв — Гомель. |
Неман-5201 | Неман-5201 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится в белорусском городе Лида на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. Эксплуатируется в Бресте, Гродно, Лиде, Молодечно, Жлобине, Полоцке, Вилейке, Солигорске, Слуцке и многих других городах республики. С 2008 года поставляется с двигателем Caterpillar и автоматической коробкой передач (ранее выпускались автобусы с ЯМЗ).В 2004-2006 годы парк пополнился 5 городскими автобусами Неман-5201 (а также автобусом Неман-520122 улучшенной комфортности (2006 г.в.)). В связи с этим были выведены из эксплуатации автобусы ЛиАЗ-677 в 2004-2005 гг, а также ЛиАЗ-5256 Лидской сборки в 2005-2006 гг. |
Неман-52012 | Неман-52012 11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса Неман-5201). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных маршрутах. В Минске модель пришла на смену автобусам ЛАЗ-695 и является основной пригородных перевозок (более 160 единиц). На междугородных маршрутах работают автобусы Неман-520122 улучшенной комфортности. |
ПАЗ-3205, -4234 | ПАЗ-3205 — недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205 используется редко. В отдельных городах работает на пригородных маршрутах (Слуцк, Вилейка). В автопарке есть несколько автобусов ПАЗ ранних выпусков (последний был приобретён предположительно в 2004 году). |
ПАЗ-4230, КАвЗ-4238 | ПАЗ-4230 «Аврора» (КАвЗ-4235, КАвЗ-4238) – 8,5-метровые автобусы российского производства для пригородных и междугородных перевозок. С 2002 года поступали в Минске некоторые другие города в небольшом количестве. С недавнего времени в Минске не эксплуатируются. В 2007-2008 годах автобусы «Аврора» приобретались для автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и в варианте с увеличенной колесной базой в качестве недорогих автобусов для междугородных маршрутов (КАвЗ-4238-02). |