Подвижной состав, модели автобусов
Как и в главном городе области Гродно, в Лиде в конце 2009 года оставалось немало венгерских сочлененных автобусов Икарус-280 – их в парке больше, чем любых других моделей. Кроме того, немало на городских маршрутах автобусов Неман-5201, непосредственно в Лиде и произведенных. Также на городских маршрутах работают автобусы МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-105, ЛиАЗ-5256, Неман-3232. Пригородные маршруты в 2009 году обслуживали Неман-52012, ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202, Радимич А092. На междугородных маршрутах – автобусы МАЗ-152, Икарус-256, Радимич А092, Неман-42012, МАЗ-256.
МАЗ-103, -103С | АЗ-103 — низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Самая массовая модель автобуса из произведенных в Беларуси. Оснащался в разные годы двигателями ММЗ, Renault, Deutz, Mercedes-Benz, механическими и автоматическими коробками передач. Особенностью автобуса является расположения двигателя в заднем свесе слева. Это позволило сделать салон максимально просторным при низком уровне пола. В передней и средней двери пассажиры без ступенек попадают в салон, у задней двери предусмотрена одна ступенька небольшой высоты. Используется в большинстве городов Беларуси на городских и пригородных маршрутах. В больших объемах поставляется в Минск с 1997 года. С 2006 года в больших количествах приходил в белорусские автопарки на замену автобусам ЛАЗ и Икарус. Несмотря на это, в Лиде работает менее 10 автобусов, 2005-2007 годов выпуска желтого, салатового, бирюзового цветов. |
МАЗ-104, -104С | МАЗ-104 — 12-метровый автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Автобус являлся дешевой альтернативой низкопольной модели МАЗ-103 и выпускался с 1997 по 2005 годы. Оснащался простыми по устройству и всем знакомым двигателем, сцеплением и коробкой передач ЯМЗ. Автобусы данной модели работают почти во всех городах республики. В Лиде работает всего два автобуса: один из ранних выпусков и один 2005 года, из последних выпущенных. |
МАЗ-105 | МАЗ-105 — сочлененный 18-метровый 4-дверный автобус городского типа с пониженным уровнем пола (одна ступенька на входе). Самая массовая модель сочлененного автобуса на постсоветском пространстве. С 1997 года поставляется в Минск (двигатель Renault и механическая коробка передач). В конце 1990-х и начале 2000-х годов в небольших количествах поставлялся еще в несколько городов республики (Брест, Гомель, Новополоцк). С 2004-2005 годов поставляется в больших объемах (двигатель Mercedes-Benz и автоматическая коробка передач) во все крупные города республики и приходит на замену Икарус-280. В Лиде работают только машины, выпущенные после 2004 года. Их около 15, половина из которых пришли в 2007-2008 годах, с двигателями Евро-3. |
МАЗ-152 | МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. Несколько автобусов эксплуатируется на междугородных маршрутов, начинающихся с лидского автовокзала. Среди них есть автобус МАЗ-152А, оснащенный кондиционером, мини-кухней и биотуалетом. К слову, это первый выпущенный предприятием АМАЗ автобус данной модели. |
МАЗ-206, -226 | МАЗ-206 – городской низкопольный 2-дверный автобус средней вместимости. По конструкции схож с моделью 203, однако имеет длину 8,6 метра (у МАЗ-203 12 метров). Предназначен для работы на маршрутах с малым пассажиропотоком, в районных центрах, на узких улицах центральной части городов. Автобус оборудуется двигателями Mercedes-Benz, а также по отдельным заказам белорусскими ММЗ. С 2007 года стал поступать в белорусские автопарки. В 2008 году несколько машин пришли в Лиду. Они работают на среднезагруженных пригородных маршрутах. |
МАЗ-256 | МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Автобусы пригородной версии используются как на пригородных, так и городских маршрутах в разных городах республики. Представлен почти во всех белорусских городах. В лидском автопарке работает около 10 автобусов, половина из которых в междугороднем исполнении, вторая половина – в пригородном. |
Радимич А092 | Радимич А092 – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Лиде несколько машин обслуживают пригородные маршруты. |
Неман-3232 | Неман-3232 — небольшой автобус среднего класса . Предназначен для городских и пригородных перевозок в малых городах. Выпускается на основе китайского шасси с изготовлением стального кузова на предприятии «Неман». Салон вмещает 35 пассажиров, имеется 18 посадочных мест. Для входа в салон предназначены две одностворчатые двери с пневмоприводом. В Лиде автобусы данной модели работают на 10-м городском маршруте. |
Неман-42012 | Неман-42012 — небольшой автобус среднего класса . Первые машины были собраны из комплектов автобуса с необычным итальянским названием Cacciamali (Качимали). В его основе — шасси известного итальянского микроавтобуса Iveco Turbo Daily. Длина — 6,5 метра. В салоне на раздельных мягких сиденьях с очень удачным профилем, регулируемой спинкой с комфортом могут разместиться 28 пассажиров. В салон можно попасть через сдвижную дверь с электроприводом. Автобусы эксплуатируются с 2009 года в автопарке Лиды. Работают на междугородных маршрутах, в том числе «Лида-Минск». |
Неман-5201 | Неман-5201 11,5-метровый 3-дверный автобус городского типа с 3-мя ступенями на входе. Производится непосредственно в Лиде, на северо-западной окраине города на Опытном заводе «Неман». Создан на основе российского автобуса ЛиАЗ-5256. Эксплуатируется в Бресте, Гродно, Молодечно, Жлобине, Полоцке, Вилейке, Солигорске, Слуцке и многих других городах республики. В Лиде работает около двух десятков автобусов модели 5201. Среди них одни из самых первых машин, автобусы практически всех лет выпуска, машины в разных цветовых сочетаниях (желтый с синим, бордовый с белым, белый, салатовый, кремовый и т.д.). Один из автобусов (АВ 0707-4) – первый выпущенный на предприятии автобус с автоматической коробкой передач и двигателем Caterpillar(Евро-3). Автобус окрашен в серый и синий цвета, в салоне – удобные сиденья с более высокой спинкой, кузов имеет вклеенные теплопоглощающие стекла. |
Неман-52012 | Неман-52012 11,5-метровый 2-дверный автобус пригородного типа с 3-мя ступенями на входе (модификация автобуса Неман-5201). Эксплуатируется во многих городах республики на пригородных маршрутах. В Лиде работает около 10 автобусов 52012 – как ранних выпусков, так и последних. Машины в основном обслуживают пригородные маршруты, но часть работает на городских. |
ЛиАЗ-5256 | ЛиАЗ-5256 – 11,5 метровые городские 3-дверные автобусы. Машины эксплуатировались преимущественно в Минске. С середины 1990-х годов собирались на заводе «Неман». В 1990-х годах в городе эксплуатировалось немало автобусов данной модели. Сейчас ежедневно на городских маршрутах работает до 10 автобусов данной модели, преимущественно выпущенных в Лиде. |
ЛАЗ-695,-697,-699 | ЛАЗ-695 –8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. В 1960-1970-х годах они доминировали на минских улицах, до 2003-2004 годов были основой пригородных перевозок по всей республике. К началу 2000-х годов в белорусских городах работали автобусы модификации 695Н, приходивших с 1976 по 1993 годы. В 2007 году автобусы выведены из эксплуатации в Минске, а за 2007-2008 годы практически исчезли из других белорусских автопарков. В основном автобусы остались в небольших городах Витебской и Гродненской областей. В Лиде в 2009 году на пригородных маршрутах продолжали работать около 10-12 автобусов ЛАЗ-695. Автобусы ЛАЗ эксплуатировать было довольно накладно – из за прожорливого двигателя. Поэтому «лидские» 695-е при капремонте почти все получили в свое время дизельные двигатели и продолжают успешно перевозить пассажиров |
ЛАЗ-4202 | ЛАЗ-4202 — 2-дверный автобус Львовского автобусного завода, пригородного типа. Выпускался во второй половине 1980-х годов и первой половине 1990-х. В единичных экземплярах эксплуатировался в разных городах республики, в основном на пригородных маршрутах, в частности, в Вилейке, Молодечно, Поставах. В Лиде к середине 2009 года на пригородных маршрутах продолжал работать один автобус данной модели. |
Икарус-260 | Икарус-260 — городские 11,5-метровые автобусы венгерского производства с 3-мя ступенями на входе. С начала 1980-х годов – одна из самых массовых моделей городских перевозок в Беларуси наряду с ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. В данный момент их практически не осталось. В Лиде в 2009 году на линии работал всего один автобус. Остальные были списаны в основном в 2007-2008 годах (еще в 2005-2006 годах на линии работало около 15 машин). |
Икарус-280 | Икарус-280 — городские сочлененные 16,5-метровые автобусы венгерского производства. С начала 1980-х годов в больших количествах поставлялись в крупные города республики. В 1990-х годах было закуплено много поддержанных автобусов из Европы. Одна из самых массовых моделей автобусов в мире. В середине 1990-х годов собирался в Пинске на предприятии Амкодор. В 2007 году выведены из эксплуатации в Минске. В данное время активно заменяются новыми моделями белорусского производства и в других городах. В Гродненской области темпы замены автобусов на более новые не столь высоки, как в других. В середине 2009 года ежедневно на городские маршруты Лиды выходило около 20 Икарус-280. В дневные часы на городских улицах автобусы данной модели в большинстве. Лишь в часы пик их «разбавляют» Неман-5201 и МАЗ-105. Помимо 4-дверных машин в городском исполнении, на маршрутах работает 5-7 автобусов в 3-дверной модификации. В городе практически нет автобусов с капремонтом Гомельского авторемонтного завода. |
Туристические автобусы | На междугородные маршруты иногда выходит туристический автобус голландского производства Jonckheere Jubilee P599 на шасси DAF. Его возраст — более 20 лет. |