Новогрудок

Маршруты

Подвижной состав

Новогрудок – районный центр Гродненской области с численностью населения около 30 тысяч человек. Через территорию района проходят автомобильные дороги Несвиж — Новогрудок — Лида, Барановичи — Новогрудок — Ивье, Новогрудок — Новоельня, Новогрудок — Любча. Город находится в 160 километрах от Гродно, областного центра, и в 150 км от столицы Беларуси Минска.

Новогрудок впервые упоминается в Ипатьевской летописи (1252 г.). По данным археологических исследований считается, что город возник в 1116 году.  Во 2-й половине 13 века город-замок вошел в состав Великого Княжества Литовского. К слову, Новогрудок был одним из самых больших и значимых в ВКЛ: в немнесколько раз проводились сеймы княжества, а с 1416 года он был резиденцией православного митрополита ВКЛ. В 1511 году Новогрудок получает Магдебургское право. После Брестской церковной унии (1596 г.) город стал резиденцией униатских митрополитов. В начале 16 века на замок неоднократно безуспешно пытались напасть Крымские татары, страдал город и от шведских войск в середине 17 века, а в 1655 году был взят русскими войсками. Разрушен был замок в 1706 году шведскими войсками – во время Северной войны 1700-1721 годов. Большое разрушение от пожара датировано  1751 годом, когда сгорела ратуша, 4 костела и более 150 домов. Во второй половине 18 века в городе открывается гимназия. В 1795 году с разделом Речи Посполитой город отходит Российской империи. Город становится уездным центром сначала в Слонимской, затем в Литовской, Гродненской, а с 1842 года Минской губернии. В 1825 году в Новогрудке насчитывалось около 3700 жителей, более 400 домов. В 1917 году в городе устанавливается  Советская власть. Однако с 1920 по 1939 годы он находится в составе Польши. Вскоре после присоединения Западной Беларуси к БССР, в январе 1940 года город становится райцентром.

В 1916 году, во время 1-й мировой войны, немцы построили 70-километровую узкоколейную железную дорогу от станции Новоельня (железнодорожная ветка Барановичи — Лида) через Новогрудок до Любчи. Она строилась в военных целях, а после войны. В первой половине 1920-х годов (Новогрудок был в это время в составе Польши) в городе строится кирпичное здание ЖД вокзала. Планировалось даже в 1930-х годах построить ветку, соединяющую Новогрудок с Ошмянами. После Великой Отечественной войны в 1947 году дорога была восстановлена и «перешита» с колеи 600 мм на колею 700 мм. В 1950-х и начале 1960-х годов железная дорога активно использовалась для перевозки грузов и пассажиров. Однако с развитием автомобильного транспорта она стала терять свое значение и к 1965 году была демонтирована. Железнодорожный вокзал можно увидеть и сейчас – в его здании теперь работает автобусный вокзал Новогрудка.

Сейчас в городе проживает около 30 тысяч человек. В городе работает потора десятка предприятий – завод газовой аппаратуры (ЗГА), швейная фабрика, маслодельный комбинат, завод металлоизделий и другие. Среди достопримечательностей города – гора Миндовга, развалины древнего замка, архитектурные сооружения исторического центра города – Борисоглебская церковь 16 века, Михайловский костел 17 века, Фарный костел, Николаевская церковь (18 век), мечеть, Курган Мицкевича.

Общественный транспорт представлен автобусами и маршрутными такси. По городу проложено 10 автобусных маршрутов.

Обслуживанием городских, пригородных и междугородных маршрутов занимается ДУП «Автобусный парк №5» РАТУП «Гроднооблавтотранс». Адрес: 231400, Новогрудок, ул. Индустриальная, 6. Телефон: +375 1597 3-42-33.

Что примечательно, в автопарке практически отсутствуют городские автобусы МАЗ. На городские маршруты выходят автобусы Неман-5201, ЛАЗ-695, один МАЗ-104, есть также МАЗ-206 и ЛиАЗ-5256. На остановках городских маршрутов имеются таблички с поминутным расписанием автобусов.

Пригородные маршруты в основном обслуживаются автобусами большого класса модели Неман-52012 и автобусами среднего класса ЛАЗ-695, МАЗ-256, Радимич А092.

На междугородные маршруты выходят автобусы МАЗ-152, Неман-52012, Неман-520122 (улучшенной комфортности), Радимич А092, микроавтобусами ГАЗель и Люблин. По-прежнему эксплуатируются туристические автобусы Икарус-250, Икарус-256, ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699, однако они постепенно заменяются новой техникой белорусского производства.

Пригородные и междугородние маршруты отправляются от автобусного вокзала.

Иван Войтешонок   2009-2010

Фотографии: Владимир Фишман