Организация движения и оплата проезда
Организация движения
Борисов поделен на несколько отдельных частей. На левом берегу находится так называемый Староборисов — историческая часть города с торговыми рядами, собором и костелом. Здесь же располагаются несколько кварталов жилой застройки, несколько предприятий и больничный комплекс. Другая часть — «Новоборисов» — располагается на правом берегу реки, часть города возникла с прокладкой железной дороги. Здесь находится большинство жилых кварталов — дома сталинской архитектуры, высотные дома, многие предприятия города. Две части города связаны единственным автомобильным мостом через реку Березина. По нему проложена половина городских маршрутов. Несколько обособленно в транспортном плане находятся район Залинейный с фактически своими обособленными маршрутами 13 и 19, а также военный городок «Печи», связанный с основными частями города маршрутами 9 (ул. Космонавтов, Староборисов, ПО «Экран») и 10 (Новоборисов, ЖД вокзал).
Часть маршрутов проложена нелинейно, чтобы захватить основные пассажирообразующие пункты. Так, к примеру, проложен маршрут 11, имеющий небольшие интервалы движения. Он соединяет ЖД вокзал, площадь Ленина, автовокзал, стадион, проходит по мосту через Березину в Староборисов, к рынку и нескольких предприятиям.
Для удобства больничный городок имеет транспортные связи с многими осевыми улицами города, районом Печи, автовокзалом и ЖД вокзалом.
Крупнейшая конечная города — железнодорожный вокзал. На большой площади отстаивается иногда до полутора десятков автобусов, маршруты проложены практически во все районы города.
Интервалы движения в городе приемлемые. На основных маршрутах в часы пик — около 10 минут. Многие маршруты имеют интервалы более 20 минут, а в выходные дни интервалы достигают 40-60 минут. На многих остановках вывешено поминутное расписание.
Междугородные и пригородные автобусы останавливаются на довольно крупном автовокзале. Движение средней интенсивности. От него отправляется большое количество пригородных маршрутов, а вот междугородных маршрутов не так много: сказывается большое транспортное значение проходящей через город главной белорусской железнодорожной магистрали. В 2009 году началась реконструкция вокзала.
Автобусный парк в городе появился формально в 1955 году, более 55 лет назад. Он был выделен в отдельное предприятие из автоколонны, созданной еще в 1944 году. А первый рейс борисовсиким автобусом был выполнен в далеком 1925 году, в местечко Зембин. Сейчас в автопарке более 130 автобусов различных классов.
Республиканское дочернее автотранспортное унитарное предприятие «Автобусный парк №3» РУП «Миноблавтотранс» находится в западной части города, неподалеку от автовокзала. Парк располагает автобусами моделей МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-105, МАЗ-203, МАЗ-206, МАЗ-152, МАЗ-251, Радимич А092, Неман-5201, Неман-52012, КАвЗ-4235 и другими. Точный адрес: Точный адрес: 222511, Борисов, ул. Строителей, 31. Телефон: +375 177 73-51-12.
Ежедневно автобусы выходят на почти три десятка городских, два десятка пригородных и междугородных маршрутов. К услугам пассажиров – автобусы средней вместимости МАЗ-206, Радимич А092, КАвЗ-4235; большой вместимости МАЗ-103, МАЗ-104, МАЗ-203, Неман-5201, Неман-5201, особо большой вместимости МАЗ-105 и другие.
Городские маршруты предусматривают перевозки пассажиров между основными пассажирообразующими пунктами города и имеют промежуточные остановочные пункты, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350 — 800 метров и при малоэтажной застройке — 500 — 1000 метров.
Каждый автобус в обязательном порядке оборудуется табличками и наклейками обслуживающей организации, информации о водителях. Все машины оборудуются маршрутоуказателями, которые содержат номер маршрута, названия конечных пунктов. В Борисове в последние годы приходили автобусы МАЗ и Неман, оборудованные электронными информационными системами белорусского производства предприятий «МЭМЗ» и «Интеграл». Табло состоят из блинкеров и светодиодов, либо просто светодиодов, одинаково хорошо читаются с большого расстояния как днем, так и ночью. Табло отображают номер маршрута, а также конечные пункты в порядке следования. На табло внутри салона отображаются названия остановок, а также справочная информация. Названия остановок, а также дополнительная информация сообщается по внутрисалонным громкоговорителям водителем либо информационной системой.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах в порядке очереди, не более двух единиц транспорта одновременно. На остановках имеются навесы для ожидающих транспорт пассажиров. Для информирования пассажиров на каждой остановке размещается табличка с символом «А». На ней имеется информация о номере останавливающегося маршрута, конечном пункте следования, начале и окончании движения, интервале движения в минутах во временных интервалах с 6 до 9 часов, с 9 до 15 часов, с 15 до 19 часов и с 19 до 24 часов.
Оплата проезда
Проезд пассажиров в городском общественном транспорте оплачивается покупкой билетов на проезд. Стоимость проезда в автобусах обычных городских маршрутов составляет 600 рублей. Льготный проезд с 50-процентной оплатой отменен в декабре 2007 года. Стоимость поездки не зависит от протяженности маршрута.
На автобусных маршрутах Борисова практикуется работа кондукторов, в обязанности которых входит продажа талонов и контроль полноты оплаты проезда. Кондукторы реализуют отрывные талоны, действующие только в данной поездке и в данном автобусе. Погашаются самим кондуктором. Идентификация отрывного талона контролирующими лицами производится по серии и номеру талона из реализующегося в данный момент рулона. Приобрести билеты на последующие поездки нельзя.
Пассажир обязан в промежутке до следующей остановки оплатить проезд: при отсутствии проездного билета купить отрывной талон у кондуктора.
Проконтролировать оплату проезда имеет право кондуктор, находящийся в салоне, водитель автобуса, а также ревизоры. Документы на проезд должны предъявляться по первому требованию данных лиц. Однако только ревизоры имеют право налагать штраф за безбилетный проезд. Ревизор в обязательном порядке обязан иметь удостоверение ревизора и визитную карточку в нагрудной части с личными данными проверяющего. При взимании штрафа ревизор обязан выдать квитанцию об уплате стоимости штрафа. Уплата штрафа не освобождает от оплаты проезда. При поломке автобуса пассажиры, пересевшие в следующий автобус, имеют право проезда по билету, погашенному в неисправном.
Иван Войтешонок 2009-2010