Начало нового месяца совпало с очередными изменениями в работе городского электрического транспорта в нескольких городах.
В Новосибирске за пределы проводов вырвался ещё один троллейбусный маршрут. Продление трассы маршрута № 22 оказалось возможным благодаря обновлению подвижного состава троллейбусами с увеличенным автономным ходом.
В Челябинске с 1 ноября количество троллейбусных маршрутов достигло минимума в этом веке. Однако все действующие направления стали обслуживаться исключительно новыми троллейбусами Синара-6254 перевозчика-концессионера, а подвижной состав «ЧелябГЭТа» прекратил работу на городских линиях. Возобновление работы остальных троллейбусных маршрутов, но уже с новой техникой и обновлённой инфраструктурой — дело ближайшего года. Кроме этого, ноябрьские изменения затронули и автобусное сообщение как Челябинска, так и соседнего Копейска — ещё больше направлений стало обслуживаться по регулируемым тарифам, а также новым подвижным составом увеличенной вместимости.
Ещё более радикальный подход к обновлению троллейбусного транспорта выбрали за рубежом, в Эстонии. В Таллине работа троллейбусов с 1 ноября полностью прекращена. Однако отказываться от этого вида транспорта не собираются. Система электротранспорта ушла на «перезагрузку», чтобы в 2026 году вернуться с новым подвижным составом и новой идеологией организации — центральный участок сети останется без проводов, а все троллейбусы будут использовать для движения автономный ход. Однако водители старшего поколения предпочли не пересаживаться на автобусы и трамваи в ожидании новой техники, а покинуть некогда любимую работу.
Новосибирск
В сентябре Очередная партия троллейбусов с увеличенным автономным ходом получила постоянную работу в крупнейшем городе Сибири. С 1 ноября троллейбусный маршрут № 22 «Лазурная ул. — Учительская ул.» продлён от Лазурной ул. по Лазурной ул., Волочаевской ул., ул. Татьяны Снежиной и Плющихинской ул. до новой конечной «Цветущая Плющиха».
Согласно муниципальному контракту, заключённому между МКУ «Центр управления городским автоэлектротранспортом» и МКП «Горэлектротранспорт», выпуск на маршрут № 22 увеличен в будни с 17 до 22 троллейбусов, в выходные дни сохранён на уровне 17 троллейбусов. Перевозки по контракту стоимостью 147 млн руб. будут выполняться до 31 мая 2025 года. Протяжённость оборотного рейса по маршруту увеличилась с 22,5 до 31,3 км. Количество рейсов по полному маршруту уменьшилось в будни с 253 до 244, а в выходные дни — с 280 до 192.
Как сообщило МКП «Горэлектротранс», с 3 ноября закрывается движение по временному троллейбусному маршруту №15к «магазин «Кристалл» — Северо-Чемской ж/м». Он был организован минувшим летом на время ремонта трамвайных путей на ул. Мира. Движение трамваев маршрутов №10 «Бугринская роща — Хлебозавод» и № 15 «Бугринская роща — Юго-Западный ж/м» уже восстановлено с 27 октября по постоянным трассам.
С 1 октября в Новосибирске на автономном ходу продлены маршруты №№ 10 и 24, с 1 сентября в Новосибирске продлён троллейбусный маршрут № 4, с 1 июля — маршрут № 7, с 1 марта — маршрут № 5, с 1 декабря 2023 года — маршрут № 8, с 1 сентября 2023 года — маршрут № 29, с 1 февраля 2023 года — маршрут № 36. 4 декабря 2023 года открылся новый маршрут № 35 с участком автономного хода.
Полностью под контактной сетью в Новосибирске проходят лишь четыре из 14 постоянных городских троллейбусных маршрутов — №№ 2, 13, 23, 26.
Следующим запланированным изменением в маршрутной сети новосибирских троллейбусов должно стать продление маршрута № 8 в первом квартале 2025 года.
Челябинск
В столице Южного Урала 1 ноября завершилось троллейбусное «двоевластие», длившееся 14 месяцев. Отныне на маршрутной сети остался работать только один перевозчик — ООО «Синара — ГТР Челябинск» с новыми троллейбусами Синара-6254. А морально подвижной состав ООО «ЧелябГЭТ» с наступлением нового месяца отставлен от работы. Таким образом, в Челябинске три «классических» вида городского транспорта обслуживаются тремя разными муниципальными перевозчиками — МУП «СОД» (автобусы), ООО «ЧелябГЭТ» (трамваи) и ООО «Синара — ГТР Челябинск» (троллейбусы). Помимо Челябинска, такая ситуация сложилась в Нижнем Новгороде, где трамваи в ходе реализации концессионного проекта перешёл в управление ООО «Экологические проекты», троллейбусы и пришедшие им частично на замену электробусы остались в ведении ГП НО «Нижегородэлектротранс», а автобусные маршруты обслуживаются ГП НО «Нижегородпассажиавтотранс». В Волгограде из МУП «Метроэлектротранс» трамваи также перешли в ведение концессионера ООО «Электротранспорт плюс», но в дополнение к троллейбусам и электробусам «Метроэлектротранс» перешёл к обслуживанию автобусных направлений — в его состав в этом году влилось МУП «ВПАТП № 7».
С 1 ноября прекратил работу последний из троллейбусных маршрутов, остававшихся обслуживаться ООО «ЧелябГЭТ» — № 16 «АМЗ — ЖБИ». До последнего дня на нём работали восемь троллейбусов. В будущем на него должны выйти троллейбусы перевозчика-концессионера. А пока в «Синара — ГТР Челябинск» сосредоточились на улучшении работы маршрута № 14 «Парк Гагарина — ЧМК», к эксплуатации которого компания приступила с 1 сентября. С 15 ноября на нём в будни планируется запуск 18 троллейбусов в будни и 14 в выходные вместо нынешних девяти машин ежедневно. Кроме маршрута № 14, в Челябинске временно работает ещё только три направления (№ 10 «Солнечный берег — Парк Гагарина», № 12 «Молдавская — АМЗ» и № 19 «Парк Гагарина — ул. Мамина»). В будущем по мере завершения реконструкции депо № 2, поставки новых троллейбусов и набора водителей планируется довести количество обслуживаемых маршрутов до 11, а выпуск на линию увеличить с 50 до 153 машин.
Ранее в октябре временно прекратили работу троллейбусные маршруты №№ 7 и 17, а до этого в предыдущие месяцы были заморожены маршруты №№ 6, 25 и 26.
Принёс ноябрь в Челябинскую агломерацию новшества и в автобусном сообщении. О них сообщает Telegram-канал «Челябинский общественный транспорт».
С 1 ноября существенно усилена связь Челябинска с ближайшим городом Копейском за счёт вывода на линию дополнительных новых автобусов. На маршруте № 123 «Копейск — Парк Гагарина» будет работать до 22 машин большого класса + 3 резервные, на маршруте № 125 «Копейск — Железнодорожный вокзал» — 16 машин среднего класса + 2 резервные. Как сообщил Миндортранс Челябинской области, маршруты обслуживаются низкопольными газомоторными автобусами с кондиционерами, оформленными в единой ливрее, а оплатить проезд в них можно по банковской карте, транспортной карте Челябинска и за наличный расчëт.
Обновление маршрутов стало возможным благодаря финансированию транспортной работы и заключению долгосрочных контрактов до трёх лет, что позволило приобрести автобусы в лизинг: на маршрут № 123 — по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», а на маршрут № 125 — по инвестпроекту с использованием средств ФНБ.
Ещё 18 новых автобусов среднего класса с 1 ноября вышли на маршрут № 58 «ЧВВАКУШ — Чистопольская», где заменили транспорт малого класса ранее работавшего перевозчика. Теперь за работу этого направления отвечает МУП «СОД». 20 автобусов приобретены по лизинговой программе с использованием средств ФНБ, две машины остаются в резерве.
По регулируемым тарифам с использованием автобусов среднего класса с 1 ноября начал курсировать маршрут автобуса № 3. Одновременно изменена его трасса движения — теперь его маршрут от ЧВВАКУШа проходит по Берёзовой ул., Шагольская ул., ул. Профессора Благих, ул. Бейвеля, ул. Чичерина, просп. Победы, ул. Салавата Юлаева, ул. Братьев Кашириных, Северной ул., Гостевой ул., ул. Худякова, Лесопарковой ул. и просп. Ленина до ЮУрГУ вместо «Алмаза». На линии планируется работа 12 автобусов.
Перешёл на работу с 1 ноября по регулируемым тарифам маршрут автобуса № 85 «Мамина — Новосинеглазово». Теперь пассажиры могут оплачивать проезд транспортными и банковскими картами, пользоваться льготами и бесплатной пересадкой в течение 60 минут. Контрактом предусмотрена работа 23 автобусов малого класса по будням и 11 по выходным дням.
Ещё два маршрута, работавших п нерегулируемым тарифам, прекратили работу с 31 октября без перехода в новый статус. Истёк срок действия свидетельств по маршрутам № 49 ЧВВАКУШ — Солнечный берег» и № 112 «Приборостроителей — ЮУрГУ». Вместо них рекомендуется пользоваться другими маршрутами автобусов и троллейбусов не более чем с одной пересадкой.
Таллин
Целая европейская страна лишилась с 1 ноября троллейбусного сообщения. В Эстонии этот вид транспорта работал только в столице. Но как сообщил официальный сайт города Таллина, троллейбусные линии города временно будут обслуживаться автобусами, поскольку как транспортные средства, так и необходимая для них инфраструктура изношены и нуждаются в модернизации.
Обслуживание всех троллейбусных маршрутов сохранено практически по прежним расписаниям. Номера временных автобусных маршрутов — двузначные. Первая цифра — «8», а вторая соответствует номеру заменяемого троллейбусного маршрута:
- троллейбусный маршрут № 1 заменён автобусным маршрутом № 81;
- троллейбусный маршрут № 3 — автобусным № 83;
- троллейбусный маршрут № 4 — автобусным № 84;
- троллейбусный маршрут № 5 — автобусным № 85.
Весной этого года городская управа выделила на обновление троллейбусного парка 30 млн евро. Летом городской оператор AS Tallinna Linnatransport объявил тендер на закупку новых троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Планируется, что они начнут обслуживать горожан в первой половине 2026 года. Внедрение новых троллейбусов является частью более широкой программы модернизации общественного транспорта Таллина, направленной на снижение воздействия на окружающую среду и использование инновационных решений. Аккумуляторные троллейбусы, запускаемые в 2026 году, смогут работать в автономном режиме в дополнение к обычному подключению к контактной сети, что снижает потребность в дополнительной инфраструктуре. Поэтому контактную сеть в центре города планируется убрать, а зарядную инфраструктуру, подходящую для новых троллейбусов, планируется построить на на Мустамяэском шоссе и улице Сыпрус. Бюджет обновления всей троллейбусной движения составляет почти 52 млн долларов. Предполагается, что троллейбусы на автономном хду в будущем можно будет встретить в Ласнамяэ, Северном Таллинне, Хааберсте или других местах.
Как уточняет EstoniaInform.com со ссылкой на вице-мэра города, имеющийся троллейбусный парк и инфраструктура, включая контактную сеть и подстанции, находятся в таком состоянии, что их ремонт уже невозможен. Возраст троллейбусов превышал 15 лет и для них невозможно было найти запчасти. Результаты тендера на закупку 40 новых троллейбусов с увеличенным автономным ходом до 20 км пока неизвестны, однако обозначенные перевозчиком сроки выхода первых новых троллейбусов уже сдвинуты с 3-4 кварталов 2025 года на начало 2026 года.
К прекращению троллейбусного движения в Таллине начали готовиться несколько месяцев назад. Ещё в конце июля AS Tallinna Linnatransport (TLT) завершило переговоры с работниками. Из более чем ста водителей троллейбусов TLT 71 человек изъявило желание продолжить работу в компании в качестве водителей автобусов или трамваев или на других вакантных должностях, бесплатно пройдя переподготовку. 40 водителей выбрали решение об увольнении. Как сообщает перевозчик, их средний возраст составляет 63 года, средний стаж работы — 29 лет, а наибольший из которых — 47 лет.
По данным сайта Transfoto, в последнее время троллейбусный парк Таллина состоял из 42 троллейбусов Solaris Trollino: 18 сочленённых и 24 односекционных, выпущенных в 2002-2010 годах. Из них только два были оборудованы аккумуляторами для длительного автономного движения. Летом 2024 года в будни на четыре городских маршрута выходило 32 троллейбуса. Ещё пять троллейбусных маршрутов были заменены автобусами в 2000-2017 годах.
Троллейбусное движение в Таллине открыто в 1965 году. 60-летний юбилей этот вид транспорта в столице Эстонии встретит без работы.
В октябре значимые изменения в работе городского транспорта произошли в Москве, Подмосковье, Челябинске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Новосибирске и некоторых других городах России.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.