ТН-2024. Эффективная транспортная система: текстовая онлайн-трансляция

Иллюстрация: 

Павел Яблоков

В Москве продолжается XVIII международный форум и выставка «Транспорт России» — основное событие «Транспортной недели — 2024». Интернет-издание TR.ru — Транспорт в России продолжает серию текстовых онлайн-трансляций с наиболее интересных сессий мероприятия. Один из волнующих транспортное сообщество вопросов — параметры новых национальных проектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни».

В пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы» примут участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и другие тяжеловесы транспортной отрасли. Будут обсуждаться вопросы: модель развития скоростного движения в России, повышение доступности и безопасности транспортной услуги, механизмы укрепления технологического суверенитета российского транспорта. Начало в 15:00 (мск).

Трансляция

Обновления текстовой трансляции публикуются с периодичностью в несколько минут. 

15.10 Начало дискуссии задерживается.  

15.40 Пленарная дискуссия «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы» с некоторой задержкой началась.

15.45 Модератор дискуссии, ведущая, телеканала «Россия-24» Александра Суворова, напомнила, что в этом году 215 лет с момента создания единого транспортного органа России. Лейтмотив дискуссии – связь между прошлым и будущем. Показывается видеоролик.

15.55 Председатель Правительства России Михаил Мишустин приветствует участников дискуссии – профильных специалистов, представителей регионов и зарубежных гостей. Несмотря на санкционное давление, отрасль продолжает развиваться. За год по перевозкам рост 3,6%. В морском транспорте произошёл спад за счёт отказа зарубежных компания от посещения круизными маршрутами российских портов.

На развитие отрасли выделяются существенные средства. Правительство РФ завершает формирование нацпроектов, которые запускаются с января 2025 года. 

Среди приоритетов — опорная система железных дорог, в том числе ВСМ, морских портов, пунктов пропуска. В числе других инициатив – цифровая трансформация и развитие кадрового потенциала. В рамках нацпроект на эти цели выделено 0,5 трлн рублей. Завтра главный финансовый документ должен быть принят Госдумой в 3-м чтении. 

Одна из самых сложных задач остаётся перед гражданской авиацией. Необходимо полностью от двигателей до интерьеров салонов, это требует не только времени, но и многих ресурсов. Ни одна страна ещё не сталкивалась с продолжением таких вызовов в столь краткие сроки. Завершается подготовка к запуску серийный производств. В будущем году ожидается завершение сертификации флагманского самолёта МС-21 и начало его серийного выпуска. Кроме этого, на очереди «Суперджеты», Ил-114, «Байкал» и другие модели включая вертолёты.

Президентом поставлена задача увеличить объём перелётов в 1,5 раза. Предстоит модернизировать около трети аэродромов страны – не менее 75, для того чтобы построить новую сеть маршрутов без пересадки в Москве. При этом доступность полётов для граждан должна оставаться на прежнем уровне, продолжится субсидирование.

О железных дорогах. Страна обладает компетенциями для запуска проектов любой сложности. Через 4 года должны выйти на линию первые высокоскоростные поезда. Дорога пройдёт по территории 6 субъектов РФ, где проживает более 30 млн человек. Это станет серьёзным стимулом экономики на места. Регионы должны быть готовы к этому – будут нужны вспомогательные маршруты. Идёт формирование опорной сети железных дорог – модернизация Восточного полигона, коридора Север-Юг. Необходимо нарастить пропускную способность международных железнодорожных пропускных пунктов в 2 раза, автомобильных – в 4 раза. Время осмотра машин можно сократить до 10 минут.

Развитие морских портов. Грузооборот достиг рекордных 1,360 млрд тонн. Планируется рост ещё на 240 млн тонн. Важно расширять и возможности внутренних водных путей. Речной транспорт обслуживает крупные промышленные центры регионов. Первоочередная задача – углубление русел рек, строительство гидроузлов на Волге и Дону.

Северный морской путь. Грузопоток приближается к 40 млн тонн, в будущем он превысит 100 млн тонн. Продолжат возводить новую инфраструктуру. Для круглогодичной навигации будет задействован ледокольный флот, в том числе атомный.

Дорожное хозяйство. Все вопросы значимы для людей. Важно продолжить работу, чтобы поездки в городах и поселениях были комфортными и безопасными. В надлежащее состояние приведено более 80% федеральных трасс в рамках нацпроекта «БКД». Работа будет продолжена в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

3,5 триллионов рублей предусмотрено в трёхлетнем проекте на обновление дорожной инфраструктуры. Сегодня запущены несколько новых участков дорог, в том числе М-12. Строительство дорог должно учитывать комплексное развитие территорий, чтобы дороги были удобны для граждан и эффективны для предпринимателей.

Общественный транспорт. За счёт федеральной поддержки в этом году поставлено свыше 7 тыс. единиц техники. За ближайшие 6 лет – ещё 33 тысячи единиц техники. На это будет выделено 150 млрд руб.

Кадры. В 19 профильных вузах отрасли учится более 0,5 млн человек. Надо обеспечить для ребят все условия – лаборатории, тренажёры, учебный флот и так далее.

16.10 Роман Старовойт, министр транспорта Российской Федерации, напомнил, что вся сторона так или иначе мобилизована для Специальной военной операции. Но страна идёт вперёд и по поручению Президента выделяются значительные средства по развитию инфраструктуры. Общепризнано, что нацпроект «БКД» один из наиболее узнаваемых и приветствуемых жителями. Один из знаковых проектов – строительство за короткие сроки магистрали М-12 Москва – Казань. Реконструируются морские порты. 21 взлётно-посадочная полоса реконструирована. Большой вызов – ВСМ.

Сформированы два новых национальных проекта – «БКД» трансформируется в «Инфраструктуру для жизни», а также будет «Эффективная транспортная система».

Миссия Минтранса – строительство самой эффективной транспортной системой для повышения развития экономики. Видение определили как «доступный транспорт для всех» — пассажиров и бизнеса. «Пассажир. Бизнес. Товарищество».

В этом году на ТН-2024 гости из 21 страны, в том числе 6 министров транспорта – это говорит о высоком интересе и вовлечённости России в международное сотрудничество.

Средств никогда не бывает достаточно – разве был самый успешный год, чтобы говорили о достаточности? Эффективно использовать средства позволяют новые технологии и промышленность вовлечена в этот процесс.

16.20 Марат Хуснуллин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, рассказывает о нацпроекте «Инфраструктура для жизни». Заканчивается нацпроект «Безопасные качественные дороги». Благодаря системной поддержке Президента и Правительства, работе регионов всё получилось. Построено и реконструировано более 150 тыс. км дорог. Приведены в нормативное состояние дороги в 105 агломерациях. Ряд регионов подошёл к 85% нормативных дорог, хотя есть пока те, кто не дошёл до 50%. На БКД было потрачено впрямую более 2 трлн руб.

Несмотря на рост автомобилизации и повышения мобильности населения количество ДТП сократилось на 22%, а погибших – на 20%, это тысячи сохранённых жизней. 

Дальше состоит задача работать по опорной сети дорог, 140 тыс. км. Утверждены маршруты Север – Юг и Западная Европа – Китай. Меньше чем за год по трассе М-12 совершено 24 млн поездок, при этом по трассе М-7 количество поездок не сократилось. Занимаются строительством обходов городов и выходов к погранпереходам. 

Общественный транспорт. Обновлено более 15 тыс. транспортных средств с 2020 года, но предстоит обновить не менее 40 тыс. единиц.

Инфраструктура для жизни – собрали по поручению Президента всю инфраструктуру. Определили опорные города, в которых качество жизни к 2030 году необходимо поднять на 30%. Нужно понимать, каких пассажиров и грузы и за какие средства нужно перевозить. Сегодня официально нацпроект внесён Президенту.

16.25 Олег Белозёров, генеральный директор — председатель правления, ОАО «РЖД», начал рассказ о развитии железных дорог с развития Восточного полигона. Комплексным планом модернизации предусмотрено выполнение работ чтобы по итогам этого года достичь пропускной способности 180 млн тонн, и с этой задачей справились. Каждый год объём вложенных средств в Восточный полигон растёт – в этом году 336 млрд руб., в прошлом – 250. Порядка 3 тыс. км путей построено за последние годы.

БАМ прирос с 14 до 48 млн тонн. За посление 10 лет по Транссибу прирост на 74 млн тонн грузов. На строительстве задействовано более 31 тысячи людей. 

Поставлена новая задача – к 2030 году в рамках третьего этапа выйти на 210 млн тонн, а к 2032 году – на 270 млн тонн.

16.30 Вячеслав Петушенко, председатель Правления Государственной Компании «Российские автомобильные дороги» напомнил, что в ноябре 2023 года Президентом России был намечен автомобильный маршрут Санкт-Петербург – Владивосток. В этом году реализован обход Твери – 120 км. Среднее расстояние перевозки по М-11 увеличилось до 380 км. Важна не только скорость перевозок, но и комфорт. В следующем году дорога без светофоров дойдёт от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга. Далее задача – доехать до Тюмени, чтобы связи на Восток шли дальше и дальше.

16.40 Сергей Шишкарёв, председатель Совета директоров Группы компаний «Дело», сообщил, что контейнерные перевозки – драйвер развития транспорта. Хотелось бы иметь прекрасные автодороги до Владивостока, но грузы должны ехать в контейнерах по железной дороге. Восточный полигон расширяется, увеличивается провозная возможность, но всё равно есть ограничения, они созданы геополитическими изменениями. Есть диспропорция между экспортом и импортом. По импорту Восточный полигон перегружен, Северо-Запад недогружен.

Отрасль контейнерных перевозок демонстрирует уверенный рост, в этом году прогнозируется 7%, через порты – 12%. Рост перевалки на Северо-Западе – 40%. Смежники налаживают новые сервисы, они разгружают погранпереходы. Совет директоров ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная компания транспортной группы FESCO) возглавил Игорь Левитин. 

Есть дефицит рабочей силы самых разных специальностей на всех уровнях. Похожий есть на железных дорогах и в автомобильном транспорте. Необходимо опережающими темпами готовить кадры, иначе объёмы будет возить некому. Сергей Шишкарёв отметил развитие транспортных коридоров. Налажен уровень взаимодействия, позволяющий работать без вмешательства первого лица государства.

Таких протяжённых расстояний нет ни в одной другой стране мира. Особое внимание нужно выделять развитию флота, магистральным морским перевозкам – здесь непаханое поле. По указу Президента создана Морская коллегия, которая позволит принимать точные решения по размещению судостроительных мощностей, в том числе в Мурманской области. Не хочется отдавать работу зарубежным компаниям. Треть прибыли MAERSK с удовольствием «откусили» бы в будущем.
Очень важно объединить усилия по доставке платежей, и выйти на новые рынки, не «распиленные» конкурентами – Африка, Танзания, Шри-Ланка, Вьетнам. Машиностроители размещают заказы на производство и поставку подвижного состава.

16.45 Вопрос Олегу Белозёрову – какие цифры по итогам года ждут по пассажирским и грузовым перевозкам.

То, о чём говорил Сергей Шишкарёв, уже прописано в поручении Президента. Поручено на 2/3 увеличить несырьевой неэнергетический экспорт. Необходимо увеличить по транспортным коридорам перевозку в 1,5 раза по отношению к 2021 году, а также увеличить в 1,5 раза экспорт зерновой продукции. Этот экспорт идёт прежде всего в контейнерах. Придётся изменить структуру перевозок почти по всем направлениям. Необходимо чтобы больше двигалось продукции с высшей добавленной стоимостью.

Цифры прироста на Восточном полигоне. Оборот с Китаем – 161 млн тонн, и прирост идёт дальше. На юг поток больше, но это связано с тем, что было поручено увеличить объём пассажиров – с этой задачей справляются.

В 2024 году 4,2% не добираются по грузовым перевозкам по отношению с прошлым годом, но в будущем году эти проблемы смогут решить. Зато год удачный по пассажирским перевозкам. В начале ноября более 1 млрд пассажиров в пригородном сообщении и 108 млн в дальнем сообщении. Пассажиры возвращаются на железную дорогу, им предоставляется новый сервис. Активно занимаются коридором Север – Юг, идёт его раскатка. Более 10 млн тонн перевозятся, все три ветки коридора работают. Пошли не только контейнеры, но и насыпные грузы с углём. По западной ветке пока идёт мультимодальность до постройки участка Решт – Астара с перегрузом на автотранспорт.
Транспортники настроены решать поставленные задачи.

16.50 Геннадий Красников, президент РАН, ФГБУ «Российская академия наук» отметил, что транспортная отрасль – одна из самых наукоёмких и разнообразных. Одной из главных задач является управление системами планирования, в том числе с учётом мультимодальности.

Производительность и вычислительные мощности компьютеров за 35 лет увеличились в миллиарды раз, что даёт совершенно другие возможности. Разрабатываются научно обоснованные модели развития транспортной инфраструктуры, в том числе Дальнего Востока, Арктики, Севера. Климат меняется, и по России изменения идут в 2 раза быстрее, чем по другим странам. Мы можем на пять лет вперёд посмотреть, какие экстремальные погодные условия могут появляться.
Растут вопросы, связанные с кибербезопасностью. Критическую инфраструктура надо надёжно защищать от атак, которые с каждым годом увеличиваются. Особенность транспортной отрасли – к всем материалам есть жёсткие требования, они должны выдерживать экстремальные нагрузки. Нет ни одного направления науки, которое не задействовано в транспорте. Например, экология, социология, психология. Страна проснулась в других условиях. До этого она жила в «супермаркете», когда всё можно было посмотреть, выбрать, купить.

16.55 Роман Старовойт отвечая на вопрос ведущей о решении кадрового дефицита отметил, что дефицит есть не только в транспорте. 2024 год объявлен Годом семьи, но проекты не заканчиваются. Специальные программы приняты для пассажиров с детьми. По поддержке Президента создан Институт демографии имени Менделеева. Кроме поддержки семьи нужно развитие технологий, повышение производительности труда. По автодороге М-11 уже следуют беспилотные грузовые конвои. На линии Усть-Луга – Калининград работают два беспилотных парома. На железнодорожном транспорте тоже применяется автономное вождение демпфировать спады.

17.00 Вопрос Марату Хуснуллину по развитию новых регионов. 30 тысяч объектов планируется восстановить в ближайшие шесть лет – дороги, жильё и так далее. К 2030 году поставлена задача выйти на общероссийский уровень по всем отраслям.

Вячеслав Петушенко добавил, что когда в 2022 году начали работы, привлекли федеральных подрядчиков. Каждый год восстанавливается порядка 20 мостов. На будущий год порядка 700 км дорог и 20 мостов в Запорожье, Херсонской области, ЛНР и ДНР.

17.05 Сергей Шишкарёв проинформировал о партнёрстве со странами БРИКС. Тема логистики и транспортных коридоров для обеспечения товарных потоков была одной из ключевых на дискуссиях высокого уровня. Страны, которые хотят использовать БРИКС, имеют потенциал транспортного взаимодействия. Страны ждут развития западной ветки коридора Север – Юг, разгрузки Восточного полигона, упрощения товарно-сопроводительных документов. Экономика будет получать дополнительный стимул для развития. Товаров будет оборачиваться больше, граждане будут жить лучше.

17.10 Олег Белозёров обозначил в дополнение две проблемы: финансы и перевозки – как осуществлять оплату и перемещать грузы. Взаимодействие между странами БРИКС выросло более чем в 10 раз. Все заинтересованы в том, чтобы логистика была отлажена. Будет работать Северный морской путь, Мурманск. В этом году закончится расширение дороги к порту Лавна. Есть поручение по подходам к Севморпути.

17.15 Роман Старовойт отметил, что текущая ситуация не повлияла на инвестиционную активность в будущем. 

Геннадий Красников видит большие перспективы беспилотного транспорта. Основной эффект будет тогда, когда «беспилоты» будут общаться между собой. Вопросы кибербезопасности – те работы, которые ведутся, квантовое распределение данных и ключей, защита внутренних сетей от атак. Водородный транспорт, литиевые батареи. Литий не очень подходит для России, батареи очень сильно теряют свойства на морозе. Более перспективны натрий-ионные батареи, это направление изучается.

Роман Старовойт подводит итоги. Не так широко обсуждался общественный транспорт. Это не бизнес, а общественная функция государства, как здравоохранение и образование. Для решения задач есть все ресурсы. По финансам отрасль идёт с ростом. Надо засучить рукава и идти работать.

Трансляция завершена.

Регионы: 
Виды транспорта: