Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург в ближайшие годы будет одним из самых амбициозных инфраструктурных транспортных проектов, реализуемых в России. Поэтому сразу на нескольких сессиях XVIII международного форума и выставки «Транспорт России — 2024» обсуждаются вопросы:
- ценности проекта для страны и эффекты от строительства ВСМ;
- как реализация ВСМ влияет на технологическое развитие страны и достижение технологического суверенитета;
- рисков в случае отказа от реализации ВСМ.
Интернет-издание TR.ru — Транспорт в России продолжает знакомить с наиболее интересными событиями Транспортной недели — 2024. Очередные текстовые онлайн-трансляции сегодняшнего дня будут посвящены встрече министра транспорта России Романа Старовойта с Российским обществом «Знание» и презентации доклада Центра экономики инфраструктуры «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?». Присоединяйтесь!
К сожалению, по решению организаторов конференция «Развитие высокоскоростного движения в России» проходит в закрытом режиме.
Трансляция
Обновления текстовой трансляции публикуются с периодичностью в несколько минут.
Сессия окончена.
12:56 Вопрос из зала: почему при обсуждении ВСМ почти никогда нет сравнения с японским опытом? Изучал лично в этом году. Более разумного транспорта нет.
Владимир Косой отметил, что даже в 1960-е годы, когда запускался «Синкансен» на линии Токио – Осака, плотность населения была гораздо выше, и ВСМ сразу строилась как линия метрополитена. Япония – безусловно пример, но не везде его сможем повторить в силу спроса.
12:54 Вопрос из зала: как исследователи относятся к объявленному сроку запуска ВСМ 1 апреля 2028 года?
Ответ Владимира Косого: пять лет напряжённый, но реальный срок. Если контракты будут подписываться долго, то сроки поплывут. Если этот проект будет восприниматься руководством страны как сочинская олимпиада, поезда поедут.
Вопрос из зала: на конференции ИТС замминистра транспорта Дмитрий Баканов сообщил, что инструмент для прогнозирования пассажиропотоков рассматривается как основа и для другого планирования.
Максим Фадеев надеется, что на базе прогноза пассажиропотока будут работать другие транспортные модули, по грузопотокам, расчёту нагрузки, расчётам финансовой эффективности проектов. Это необходимо, чтобы сформировать транспортный баланс городов РФ, но это требует доработки, адаптаций и инвестиций.
По мнению Владимира Косого, пик цифровизации в стране будет тогда, когда удастся создать «грузовой Uber». Скепсис – у тех, кто не помнит, как маркетплейсы для перевозки пассажиров создали Uber и Яндекс. В будущем грузоперевозки будут заключены в маркетплейс.
Вопрос из зала: на данный момент, если проектировать пролётные строения, в резонанс конструкции входят при скорости 360 км/ч. Что будет с нормативами, если проектировать дорогу на 400 км/ч?
Владимир Косой ответил, что это задача тех, кто занимается инженерной стороной. Уровень современных технологий таков, что эти вопросы решаемы – дороги со скоростью 360 км/ч работают, там эти вопросы решены и даже в более жёстких климатических условиях, чем планируется в России – например, линия Харбин – Даолянь. Другой вопрос, что технологии могут стоить больших финансовых усилий.
Вопрос из зала: какой будет стоимость билета и как будет реализована оплата?
Владимир Косой не готов однозначно сказать, так как ещё идёт обсуждение. Тарифная модель на протяжении жизни проекта будет меняться. В какой-то момент поездов может не хватать и цена будет выше, в какой-то снижаться. Президент ЦЭИ обратился к опыту Франции, где есть разные виды поездов – полноценные, лоукостеры и так далее. Цена билета между Парижем и Марселем может колебаться от 20 до 200 евро. И в России в разные годы может быть разной. Заявленная цена 8900 рублей – очень условная, на какие-то она будет выше, на какие-то ниже.
Максим Фадеев отметил, что в поездах ВСМ предусмотрено четыре класса обслуживания. Совокупные транспортные затраты (сумма билета и сумма потраченного времени) будет ниже, чем на «Сапсане» или других видах транспорта.
12:42 Максим Фадеев – о рисках строительства ВСМ. Из всех строительств, где были опасения (переоценённый пассажиропоток, рост объёма капвложений и т.д.), ВСМ работает, кроме линии Лос-Анджелес – Сан-Франциско, которая до сих пор не построена. Касаемо источников финансирования, роль государства в строительстве ВСМ Москва – Санкт-Петербург гораздо ниже, чем в среднем по выборке (25% бюджетных средств вместо 60%).
Владимир Косой отметил, что основные расходы лягут на Правительство Москвы и Сбербанк, которые могут конкурировать с федеральным бюджетом. Поэтому для ВСМ не предусмотрен капитальный грант на строительство.
Максим Фадеев рассматривает перспективную сеть ВСМ, утверждённую в прошлом году решением Президента. У каждой из линий есть свои преимущества и недостатки. Много лет обсуждался проект ВСМ Москва – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга, затем приоритет сместился в пользу реализации ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Сейчас повысилась актуальность ВСМ Москва – Сочи. Не так давно возник проект Москва – Минск, он важен как первый международный. Мини-ВСМ Екатеринбург – Челябинск может оказаться более эффективной, чем Москва – Санкт-Петербург.
Владимир Косой отметил, что доклад оканчивается историей «высокоскоростное движение в 2074 году» с гигантской трассой длиной 18 тыс. км Марракеш – Сингапур. Авторы посмотрели страны, реализующие проекты ВСМ и рассмотрели ситуацию, когда будут объединены существующие сети. Для соединения Марокко и Испании нужно построить тоннель под Гибралтаром, но в этом ничего фантастического нет, учитывая наличие тоннеля между Францией и Великобританией. После строительства ВСМ в России останется построить небольшую перемычку между Беларусью и Польшей. В Центральной Азии опыт высокоскоростного движения уже есть. В Юго-Восточной Азии уже тоже реализуются проекты ВСМ. В оптимистичном варианте связки могут быть построены за 10-15, а не 50 лет.
Максим Фадеев сообщил, что для прогнозирования и моделирования транспортных потоков в ЦЭТ создали собственный цифровой инструмент в рамках проекта с РЖД. Прогнозирование пассажиропотоков в отрыве от других видов транспорта приводит к большим ошибкам ценой в несколько миллиардов. Цифровой инструмент учитывает влияние социально-экономических параметров территории. В основе – детализированная информация о параметрах всех видов транспорта. Конструктор прогнозов позволяет моделировать различные сценарии развития территории и транспортной инфраструктуры, определять перечень реализуемых проектов и ввода их в эксплуатацию, а также оценить влияние развития смежных видов транспорта. Модуль «Агломерация» прогнозирует пассажиропотоки пригородным железнодорожным транспортом. Система позволяет выявить узкие места внутри городов. Модуль «ТПУ и вокзалы» позволит рассчитать оптимальную конфигурацию транспортного узла с точки зрения пассажиропотоков, при этом не будет лишних площадей и «бросовых» инвестиций. Новые железные дороги будут строиться там, где они максимально востребованы.
Ведущие перешли к результатам опроса, сравнив ответы из зала с мнением профессиональной аудитории:
12:22 Владимир Косой отметил, что в Германии схема гораздо хуже (примером дан Франкфурт-на-Майне), так как в России ядра агломераций имеют гораздо большую плотность населения. В России восточный тип расселения, который ближе к Китаю.
Максим Фадеев предложил взглянуть на реальные кейсы изменения жизни при запуске ВСМ, объединение пространства для жизни и досуга, возможности для развития бизнеса, культурные поездки, расширение рынков сбыта, экономия на командировочных и так далее.
Владимир Косой отметил, что со скоростью больше чем на самолёте (так как не надо проходить предполётный контроль и добираться до аэропорта, расположенного не в центре), можно съездить на спектакль в театр в соседний город, не нужно снимать гостиницу. Бюджет путешествий сокращается в 2-3 раза.
Максим Фадеев сообщил, что много лет идёт спор про то, какие технологии надо использовать – маглев или колесо-рельс, но есть важные факторы, определяющие технологи ВСМ для России. Маглев – это всегда изолированная сеть. Классическая железная дорога повышает связность регионов за счёт интеграции ВСМ в существующие участки дорог.
Для России с точки зрения эксплуатации более оптимален вариант со средней скоростью 300, а не 400 км/ч.
Владимир Косой затронул вопрос интеграции ВСМ в транспортные системы городов. России ближе европейский опыт, когда станции ВСМ интегрируются внутрь городов. Некоторые поезда могут идти медленнее, но, например, заходить в центр Твери. У российских городов нет большого потенциала роста в сторону станций в чистом поле.
Выручка будет снижаться, если ценой билета отбивать желание у людей пользоваться транспортом.
12:10 Владимир Косой рассказал об истории запуска ВСМ в других странах мира. За годы дискуссий о ВСМ в России, в Китае успели построить почти 45 тыс. км высокоскоростных магистралей. На некоторых из них экономики нет – движение до шести пар в день. Но другие, как ВСМ Шанхай – Пекин, имеют огромный пассажиропоток. Пассажиры едут между городами даже стоя.
Высокоскоростной железнодорожный транспорт – новая отрасль для России, потому что речь идёт о других скоростях, другом подходе к обслуживанию пассажиров, это своеобразное «междугородное метро».
Максим Фадеев отметил, что скептики советуют развивать авиацию, так как для неё нужно меньше инфраструктуры. Однако много городов-миллионников нуждаются в связи друг с другом на расстоянии, где ВСМ является конкурентоспособной. В регионах, где предлагается развитие ВСМ, структура расселения оптимальна.
12:07 Президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Владимир Косой сообщил, что задача сегодня поговорить и выразить мысли и сомнения, связанные с проектом.
Максим Фадеев, вице-президент ЦЭИ, предложил участникам ответить на вопросы «Что значит ВСМ для России?» и «В каком направлении нужно строить вторую ВСМ после ВСМ Москва – Санкт-Петербург?». Результаты подведут в конце мероприятия.
12:02 В пресс-центре форума и выставки «Транспорт России» начинается презентация аналитического доклада «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?».
Встреча закончена.
11:35 Перед началом диалога Роман Старовойт объявил, что наградит подарками авторов лучших вопросов. В конце диалога министр отметил вопросы Елизаветы Шахриной про велосипед, Андрея из Перми про модернизацию транспорта, и Артёма Деларяна по авиавопросам и наградил их авторов подарками.
11:30 Вопрос от Елены Гущиной: какие проекты показали наибольшую эффективность.
Роман Старовойт: раскрутив инвестиционный маховик, у нас открыты миллионы рабочих мест, а людей не хватает. Поэтому транспортники рассказывают о своей отрасли, чтобы привлечь молодёжь, поддерживают трудовые династии. Крупные операторы, имея острейший дефицит, заботятся о персонале заранее. РЖД, Совкомфлот и другие приходят в вузы, оборудуют классы, устанавливают тренажёры и привлекают будущих сотрудников ещё со студенческой скамьи.
Артём Деларян, аспирант ГосНИИГА. Как Минтранс осуществляет мониторинг и анализ рисков на авиационном транспорте?
Роман Старовойт отметил, что вопрос тянет на диссертацию. Рисков много. Например, как совместить гражданскую авиацию с «роем беспилотников», или вопросы лётной годности. Ведущие мировые производители авиационной техники проблемы с качеством у Boeing и проблемы с двигателями у Airbus. Задача, поставленная Президентом – за счёт импортозамещения восстановить авиационную отрасль. Малая авиация с одной стороны очень зарегулирована, с другой стороны в ней много аварий, вылетов без уведомлений. В Минтрансе создали рабочую группу, чтобы малая авиация «развернулась» и могла использоваться на просторах Якутии, Сибири и так далее.
11:20 Вопрос от студента МГТУ имени Баумана про кибербезопасность транспорта.
Роман Старовойт сообщил, что есть подведомственное учреждение «ЗащитаИнфоТранс», занимающееся этими вопросами и пригласил на стажировку.
11:15 Балк Валентин, Росавиация: на кого будет возлагаться ответственность за аварии с беспилотным транспортом?
Роман Старовойт отметил, что это глобальный юридический вопрос, в Минтрансе внимательно смотрят за мировой практикой. Личное мнение министра – ответственность на том, кто использует это беспилотное транспортное средство.
Елена Гущина спросила о перспективах программ субсидирования авиабилетов в дальние регионы.
Роман Старовойт: Дальний Восток, Сибирь, Калининград, Республика Крым. За текущий год более 25 млрд руб. авиакомпаниям были предоставлены субсидии. Это позволяет сохранить авиационную мобильность населения в размерах страны. Несколько лет назад предложили развить субсидирование не только межрегиональных, но и региональных линий. В Якутии и Красноярском крае есть потребность в авиационном движении в регине. Исключительно за счёт бюджетов регионов содержать такие маршруты тяжело.
Андрей, руководитель одного из автобусных предприятий Перми, поинтересовался будущим транспортным нацпроектом. В Перми ключевым становится обновление подвижного состава, в том числе по льготному лизингу. С помощью существовавших мер поддержки – БКД, СКК и так далее, обновление продвинулось семимильными шагами. Какие возможности для льготного лизинга будут в дальнейшем?
Роман Старовойт отметил лидерство Перми по модернизации транспорта и обратил внимание, что в некоторых регионах поставленный подвижной состав используется неэффективно. Нужно в первую очередь модернизировать маршрутную сеть. С 1990-х годов было наслоение «маршруток», которые дублировали друг другу, были гонки за пассажирами. Со временем это становится не выгодно ни пассажирам, ни перевозчикам, ни водителям, ни муниципалитетам. Начинать программу нужно с обновления маршрутной сети. «В Перми это обновление сделано, Вы молодцы». В новом нацпроекте условия будут другими. В «ИДЖ» обновление заложено.
Роман Старовойт рекомендовал продвинутым регионам сконцентрироваться на том, что не видит пассажир – автобусных парках. Закупили сотни единиц новых автобусов, а они приезжают обслуживаться в руинированные парки. Задача регионов – сконцентрировать внимание на этом. Ресурс транспортных средств будет зависеть от инфраструктуры, в которой они будут обслуживаться. В регионах просят реализовать на принципах ГЧП через концессию как объект недвижимости автобусные парки. Трамваи и троллейбусы по концессии можно сделать.
11:10 Вопрос от Елены Гущиной о Севпорпути – как можно туда привлечь дополнительные потоки.
Роман Старовойт отметил, что любой маршрут нужно раскатывать, опробовать. Крупнейшие перевозчики из Саудовской Аравии и Китая пробуют вместе с Россией поставки через СМП. Большой вызов – создать необходимую инфраструктуру на всём протяжении обширного маршрута в тысячи километров: спасательные и навигационные станции, специализированный флот (спасательный, ледокольный). Недавно был спущен на воду очередной ледокол «Чукотка» на верфи в Санкт-Петербурге.
Федеральный проект по Севморпути вошёл в состав нацпроекта.
Илья Ширяев, РУДН. Как Минтранс оценивает роль транспортной системы страны в мировой системе?
Роман Старовойт ответил, что Российская Федерация – один из ключевых игроков в мире. «Отключить» государство с запасами ресурсов, которые готовы предоставить на взаимовыгодных условиях, невозможно, какие бы шаги не принимались. У некоторых стран вовсе нет выхода к морю. Необходимо от политики доминирования в мире переходить на равное взаимовыгодное партнёрство. Создавать международные коридоры и условия для движения товаров и услуг. Строительство железной или автомобильной дороги для государства – лишь маленький шаг вперёд. Задача – создавать транспортно-логистические узлы, чтобы грузы могли двигаться дальше.
11:06 Александра Патрик, студентка РУДН: многие производители переходят на электромобили. Какие перспективы развития электромобилей Вы видите?
Роман Старовойт: раньше ограничения были в ёмкости аккумуляторов, сейчас мы сильно продвинулись. Для городов это способ улучшения экологии. Но для выработки электроэнергии всё равно нужно использовать топливо. Будущее – за водородным топливом, но пока реакторы массивные.
11:05 Елена Шахрина, студентка РУТ (МИИТ): какой вид транспорта вы любите больше всего сами?
Роман Старовойт: велосипед. Я последнее время увлекаюсь триатлоном, туда эта дисциплина входит. Десятки километров проезжаю на велогонках. К сожалению, недостаточно развита культура велосипедного движения и надо соблюдать все меры безопасности. В Крылатском – уникальное место для тренировок. В Москве со времён Олимпиады-80 сохранилась уникальная велодорога, по которой не ездят автомобилисты, и все велосипедисты могут тренироваться.
11:03 Начались вопросы из зала.
Валерия Головко, студентка РУТ (МИИТ) поинтересовалась, на каком виде транспорта будет беспилотное движение в следующем.
Роман Старовойт отметил, что прежде всего нужно достичь четвёртого уровня автоматизации, без присутствия людей. Пока реализован третий уровень и на морских судах, и в электропоездах и на автодороге Москва – Санкт-Петербург, в трамваях, автопилот в авиации. Задача – поднять уровень, достичь большей автономности.
11:00 Участники перешли к блоку вопросов и ответов.
Первый вопрос от Елены Гущиной о транспортной безопасности: с какими вызовами столкнулось министерство и каких решений ждать?
Роман Старовойт отметил, что задача государства защитить пассажиров от террористических угроз. Задача, чтобы злонамеренный человек не попадал в транспорт и не создавал угроз. Все транспортные объекты на железной дороге, в авиации и так далее категорированы по классам. Повестка номер один – безопасность. Самый узнаваемый нацпроект из предыдущего пакета – «Безопасные качественные дороги». Всё, что делается на транспорте, изначально рассматривается с точки зрения безопасности. И результаты уже есть: мы видим снижение числа аварий и погибших на дорогах. Изначально цель – ноль погибших, и мы к этому идём. Москва успешно реализует безопасность на общественном транспорте. И реализуя ВСМ, решения изначально закладываются.
10:55 Беспилотные технологии. Россия входит в пятёрку лидеров по развитию беспилотного транспорта. Работают автономные морские паромы, роботакси, электропоезд «Ласточка» на МЦК.
Экологический аспект цифровизации – около 2,5 га деревьев позволит сохраннть использование цифровых документов в течение ближайших пяти лет. Базовый Российский университет транспорта является флагманом транспортного образования, в его систему входят 19 вузов и 86 филиалов, в которых обучается полмиллиона студентов обучается.
Миссия Минтранса России – мы создаём самую эффективную в мире транспортную систему для повышения конкурентоспособности, экономики и качества жизни в стране.
Задача очень амбициозная, но если не ставить амбициозных целей, то никаких не достигнем. В заключении вступительного слова Роман Старовойт отметил, что наша задача всегда находиться в движении, иначе будет стагнация и разрушение.
10:50 Развитие автомобильных дорог. Всего лишь 14 лет назад завершением трассы Чита – Хабаровск построен непрерывный асфальтовый путь от Москвы до Владивостока. Сейчас задача модернизировать эту трассу и строительство других дорог.
Развитие общественного транспорта. На 86% выполнен план этого года по поставкам в регионы. Министр подчеркнул социальную функцию транспорта наравне с образованием и здравоохранением. Задача государства – субсидировать поездки и приобретение общественного транспорта для регионов. В 10 из 12 городв, куда направлялись электробусы, они стали новым видом транспорта. В первую очередь новый транспорт – это безопасность и удобство. Подспудно мы решаем и задачу развития промышленности: некоторые заводы несколько лет стояли без заказов, сейчас объекты восстановлены.
Цифровизация позволяет сэкономить время и ресурсы.
Самый знаковый проект ближайших лет – ВСМ Москва – Санкт-Петербург, запуск запланирован на 2028 год. Это другая ступень развития страны, Россия войдёт в элитарный клуб государств, где реализован такой транспорт. Принято решение реализовывать проект опираясь на отечественные технологии, для страны это будет рывком. Впервые будет создан российский поезд, развивающий скорость 400 км/ч. Будут задействованы десятки предприятий, НИИ, работающих над решением этой задачи. Значительный экономический эффект получат пассажиры: время – единственный невосполнимый ресурс. Если вдвое меньше тратить время на дорогу из Москвы в Санкт-Петербург, его можно будет уделить другим видам транспорта. За первой ВСМ последуют другие – к южным курортам, в Казань, Минск. Президентом уже даны поручения.
10:40 Ведущая мероприятия, телеведущая Елена Гущина, анонсировала, что будет открытый диалог с Министром транспорта РФ о путях развития отрасли: каким будет транспорт через 10 лет.
Роман Старовойт отметил, что в этом году Министерство транспорта отмечает 215-летие образования единого транспортного ведомства. За это время произошло немало событий. Министр отметил некоторые из них – первый атомный ледоход, первый сверхзуковой самолёт и другие. Из-за своей географии Россия – страна непрерывного движения. Так, более 150 лайнеров находятся в часы пик в московском небе.
Помимо юбилея Минтранса, в этом году отмечается 150-летие Владимира Образцова, основоположника отечественной науки о проектировании железнодорожных станций и узлов. Вчера состоялось первое награждение новой премии Образцова. Образцовым закладывались основы мультимодальных перевозок: он уже тогда понимал, что опираться на один вид транспорта – утопия, и надо сразу закладывать возможность удобной пересадки или перегруза.
Ещё одна юбилейная дата года – БАМ. В этом году отмечено 50-летие начала строительства, в котором приняло участие 2 млн человек. За 10 лет в тяжёлых условиях была проложена Байкало-Амурская магистраль. Общая протяжённость БАМа от Тайшета до Советской Гавани – 4300 км. На магистрали расположено 4200 мостов.
Сейчас экономика развернулась на восток, и востребованность того, что заложено предками, как нельзя кстати. Президентом даны поручения по модернизации БАМа и Транссиба. Практически в день юбилея БАМа было подписано концессионное соглашение о строительстве ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
ВСМ – составная часть нового нацпроекта «Эффективная транспортная система».
Работа над ним завершилась в понедельник, а сегодня он представлен на утверждение Президенту.
Следующий проект – развитие Большого Северного морского пути, от Калининграда до Владивостока. Такой путь позволяет доставлять грузы в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал. К сожалению, в 1990-е утратили значение внутренних водных путей. Россия занимает второе место в мире по протяжённости внутренних водных путей. Идёт возрождение этого вида транспорта. Километр перевозки на судне на 15% дешевле, чем по железной дороге и на 25% чем автотранспортом.
10:30. А пока послушаем того, кто готов распространять знания о будущем транспорта. В главном зале «Транспорта России» начинается диалог с министром транспорта России Романа Старовойта, организованный Российским обществом «Знание». Встреча пройдёт под девизом «Умный, быстрый, экологичный: транспорт будущего». О том, какое место займёт ВСМ среди рассказов о других проектах, узнаем в самое ближайшее время.
10:00. Проведённый вчера «Сбербанком» деловой бранч «ВСМ: Дорога в будущее» показал, что в процессе разработки и строительства ВСМ есть немало подводных камней. Об их наличии косвенно свидетельствует и то, что ключевые технические специалисты пока не готовы делиться многими подробностями. Отраслевая конференция «Развитие высокоскоростного движения в России», назначенная на 10:00 21 ноября проходит по решению её организаторов в закрытом режиме, без допуска прессы и присущей организаторам форума онлайн-трансляции. Известны лишь вопросы для обсуждения:
- Проектирование инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта
- Ход строительства инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта
- Проектирование высокоскоростного электропоезда
- Подготовка к строительству высокоскоростного электропоезда для ВСМ
- Организация испытаний высокоскоростного подвижного состава и инфраструктуры ВСЖМ 1
- Разработка документов по стандартизации для высокоскоростного железнодорожного транспорта
- Оценка соответствия высокоскоростного железнодорожного транспорта
Модератор — Наталья Агафонова, первый заместитель руководителя ФБУ «РС ФЖТ»
Состав спикеров:
- Сергей Виноградов, руководитель АО «ВНИИЖТ»;
- Владимир Власов, заместитель генерального директора АО «Росжелдорпроект»;
- Александр Кирейцев, руководитель АО «ИЦ ЖТ»;
- Александр Комиссаров, руководитель ФБУ «РС ФЖТ»;
- Александр Сахаров, руководитель Росжелдора;
- Алексей Шило, заместитель Министра транспорта Российской Федерации.
А пока Вы можете ознакомиться с основным содержанием делового бранча «ВСМ: дорога в будущее», организованного 20 ноября в рамках форума и выставки «Транспорт России» 20 ноября ПАО «Сбербанк».
Модератор Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» после представления участников делового бранча и демонстрации промо-ролика, обещающего, что добраться из Москвы до Твери можно будет за 39 минут, а из Москвы до Петербурга — немногим более двух часов сообщил, что строительство ВСМ стимулирует экономический и технологический рост городов. На Октябрьской железной пороге на 70% возрастёт провозная возможность пассажиров. Замена «Сапсанов» стартует с 2030 года, это снизит нагрузку и на парк авиасудов. В зоне ВСМ 80% трафика перейдёт на высокоскоростные поезда. Общая сумма проекта ВСМ — 2,345 трлн рублей общая сумма проекта, из них 75% средств — частный капитал.
Роман Старовойт, Министр транспорта Российской Федерации заметил, что ВСМ — это ответ времени. У каждого в кармане есть устройство, которое совершает столько операций, сколько было немыслимо несколько десятилетий назад, «в одно касание». Разговоры о ВСМ идут не первый год. Но в феврале этого года новый импульс дан Президентом страны.
Стоит амбициозная задача. Предстоит создать новую технологическая платформа, учебно-образовательные платформу. Но команда, которая работает над проектом, имеет опыт проектов аналогичной сложности.
Высокоскоростное движение даст рывок в образовании, промышленности, науке, оно даст рост туризму, мобильности, экономике.
Когда проект будет реализован, Россия войдёт в элитарный клуб государств, в которых реализовано высокоскоростное движение. Далее этот опыт будет масштабирован — в направлении Минска, на юг и восток. Роман Старовойт поставил бы проект ВСМ по важности в один ряд с Крымским мостом и Олимпиадой в Сочи.
Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры отметил, что «Сбербанк» будучи раньше главным противником ВСМ, стал одним из его главных сторонников. Один из вопросов решающих ВСМ — повышение производительности труда. Соединение точек, расположенных далеко друг от друга, даёт агломерационный эффект.
«Методика 1512» Минэкономразвития РФ (Постановление Правительства РФ от 26.11.2019 № 1512 “Об утверждении методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот — Примечание редакции) показывает что ВСМ — один из самых эффективных инфраструктурных проектов. ВСМ связывает точки, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. То, что на оси дороги находится достаточное количество центров притяжения (Тверь, Великий Новгород), позволяет получить эффекты не хуже, чем в европейских странах – Франции и Испании.
Касаемо мирового опыта, можно привести массу примеров депрессивных регионов (в частности — Лилль (Франция)), которые с приходом ВСМ получали новый шанс на развитие. Вопрос устойчивого развития — то, с чем должны работать. Экологические эффекты (выброс СО2) разные, но кратное снижение выбросов на один пассажиро-километр видно во всём мире.
Юрий Бакеркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» рассказал о вызовах, стоящих в проекте ВСМ перед холдингом. Для РЖД этот проект достаточно судьбоносный, компания является основным выгодоприобретателем не только с инвестиционной точки зрения — это новые технологии, разработка нового подвижного состава. Это стройка, где РЖД выступает основным подрядчиком. Это разработка нового подвижного состава, которого пока в стране нет. Это возможность построить новую по качеству и сервису магистраль. И всё это делается с привлечением кредитов, банковского сектора, что ранее на таком крупном проекте, особенно по пассажирской инфраструктуре никогда не было.
С точки зрения инвестиций это уникальный проект — за счёт строительства новой пассажирской инфраструктуры создаются дополнительные возможности для провоза грузов — 30 млн тонн в год в направлении портов Северо-Запада, что даст. С точки зрения синергетических эффектов проект уникален. В нём задействовано большое количество участников. РЖД приложит все усилия, чтобы проект реализовался в намеченные сроки.
Александр Ведяхин отметил, что АО « ГТЛК» является технологическим заказчиком подвижного состава, и напомнил, что в Китае несколько лет назад при запуске ВСМ сначала ездили не на своих поездах.
Евгений Дитрих, генеральный директор АО «ГТЛК», сообщил что компания является базовым заказчиком 41 состава и техническим партнёром ОАО «РЖД» по заказу двух тестовых поездов, которые изготовит «Группа Синара». Относительно востребованности ВСМ Евгений Дитрих отметил, что когда в начале 2010-х начинались платные дороги, не все понимали возможностей нового типа передвижения. У китайских партнеров есть чему поучиться, но на нынешнем этапе есть возможность вложиться в собственные разработки и технологии. Сейчас стандартным является 6-й класс обработки поверхностей, но для производства составов ВСМ нужен седьмой. Который сейчас никто в стране не делает. Затраты на трение в узлах и агрегатах, шум, непроизводительную работу должны быть качественно снижены
РЖД прорабатывали конструкцию пантографа-токоснимателя: на таких скоростях его механизм по-другому работает. Это вызов для конструкторов и технологов, для науки и людей, которые потом будут обслуживать поезда, выводить их на линию.
Нужно строить поезд не сегодняшнего, а завтрашнего дня, собирать технологии, которые получили апробацию в других сферах — в частности, беспилотные системы и искусственный интеллект. Поезд завтрашнего дня должен подсказывать пилотам-машинистам, чтобы все передвижения были безопасными.
Александр Ведяхин перешёл к строительным вопросам: и поезд и само железнодорожное полотно ВСМ используют совершенно другие технологии. Роман Пивовар, заместитель генерального директора ГК «Нацпроектстрой» (НПС) рассказал о вызовах перед строительной отраслью. НПС реализовывал уже многие сложные проекты как сточки зрения климатических условий (восточный полигон), как и в застройке (Московские центральные диаметры).
Перечислены основные технические моменты строительства ВСМ. Допустимая просадка железнодорожного пути должна составлять не более 15 мм на всём протяжении пути на время всего срок службы (50 лет и более). Вес одной, которая будет укладываться для того, чтобы обеспечить такого рода устойчивость — 740 тонн. Эти балки предстоит отливать на 12 заводах, которые предстоит построить вдоль дороги на участках с ровной поверхностью площадью 20 га каждый. Также два завода по производству плит построят в районе Великого Новгорода и Твери, после чего они будут перевозиться в место монтажа. На строительстве будет задействовано около 30 тыс. сотрудников.
На высокой стадии готовности находится проект участка от Москвы до Твери, идёт проектирование остальных участков. Над проектом работает команда из специалистов из разных стран мира, в том числе китайские партнёры. Основные технологические решения ВСМ: безбалластные плиты верхнего строения пути, «скоростная» контактная сеть, оборудование железнодорожной автоматики и телематики, рельсовые скрепления, системы мониторинга. Роман Пивовар отметил, что НПС удалось полностью локализовать компьютерную систему управления движением. Сейчас создаётся центр компетенций всей отрасли, который можно будет использовать на всех будущих объектах.
Трасса Москва — Санкт-Петербург будет первой ВСМ на колее 1520 мм, все остальные в мире построены на колее другой ширины.
Алексей Ведяхин отметил, что каждый из элементов ВСМ — большой инженерный вызов. Но есть страна, которая самостоятельно справилась с вызовом, и это — Китай. Слово взял Чжан Бо Хуа — замгендиректора компании «СиАрСиСи Рус» — российского филиала CRCC (China Railway Construction Corporation Limited). Он рассказал об опыте строительства ВСМ в Китае. Первая ВСМ длиной 120 км открыта 1 августа 2008 года. К концу этого года будет действовать уже 45 тыс. км ВСМ. Китайские ВСМ охватывают 95% городов страны с населением более 450 тыс. К концу 2035 года планируется закончить прокладку 70 тыс км ВСМ.
Разработанный китайскими специалистами новый поезд уже развивает скорость до 453 км/ч, идут испытания поезда со скоростью 481 км/ч/
На рынке Китая на долю CRCC и CREC (China Railway Engineering Corporation) приходится около 90% строительства железных дорог. CRCC являетcя основным производителем оборудования для обслуживания ВСМ в Китае, доля компании — 82%.
По мнению представителя CRCC, ВСМ Ханчжоу — Фучжоу — Шэньчжэнь наиболее близкая по климатическим условиям к России. Она также первая ВСМ вдоль восточного побережья.
Важная проблема ВСМ — чтобы при высоких скоростях поезд не взлетел и не стал самолётом, а продолжал двигаться по рельсам.
Далее Александр Видяхин отметил, что скорость взлёта самолёта — около 300 км в час, и чтобы поезд, который идёт на скорости 400 км/ч, не взлетел, а продолжал двигаться — это тоже инженерный вызов. Также он затронул проблему климата и уборки снега, который может изменить точность «полета» поезда.
Значительная часть инженеров находится в Свердловской области, там будет вестись и строительство поездов. Слово взял Дмитрий Пумпянский, президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП). Он отметил, что Свердловской области сильно повезло, что Президент и Правительство, а ткже участники концессионного соглашения приняли решение, чтобы поезд производился на территории Свердловской области. С 2006 года в области развивали транспортное железнодорожное машиностроение, начали с тепловозов и электровозов, потом перешли на пассажирское сообщение (электропоезда «Ласточка», «Финист») и подошли к высокоскоростному движению.
Из более 30 тысяч применяемых узлов, деталей и компонентов, 1400 — критические, которые надо разрабатывать, из них 1200 в стране не производились. Сейчас эта цепочка налаживается благодаря ИЦ ЖТ (участник проекта «Сколково» АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта», в котором 60% принадлежит РЖД, 30% — Правительству Москвы и 10% — Группе «Синара»). В проекте задействованы 300 предприятий. Из них около 40 расположено в Свердловской области, в том числе завод «Уральские локомотивы» (сборка составов, производство тележек), предприятия, поставляющие элементы верхнего строения пути. Рельсы будут поставлять из Челябинска и Новокузнецка.
Из 100% всех комплектующих и узлов предполагается максимум 15-20% импорта и это вызвано во многом короткими сроками реализации проекта. 80-85% будет отечественным.
В завершающем слове Роман Старовойт отметил символизм того, что концессионное соглашение подписали почти день в день с 50-летием начала строительства БАМа. По уровню сложности это сопоставимо. Да, соглашение подписано, но осталось много организационно-правовых вопросов, будут подписаны допсоглашения. Для тех, кто «не в проекте» министр пояснил, насколько глубоко сейчас вопросами ВСМ занимаются — как бороться со снежинками, как сделать салон таким, чтобы в 15-минутный оборот состава его уборка и подготовка к очередному рейсу занимали минимальное количество времени. Всё декомпозировано до мельчайших подробностей. На площадке Правительства РФ есть отдельный «инцидент» по ВСМ, который возглавляет заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев. Самому Роману Старовойту поручено возглавить проектный офис. Следующее его заседание будет на стройплощадке, чтобы наблюдать процесс строительства и общаться с инженерами.