Меньше чем за год Толочинский автопарк из убыточного предприятия вырос в прибыльное

Кто не рискует, тот не имеет прибыли. Так можно сказать про АТП №11 Толочина ОАО «Витебскоблавтотранс». Уходящий год для трудового коллектива выдался сложным и переломным. Предприятие было на грани банкротства, старая техника ломалась, с завидным постоянством принося убытки перевозчику, работники уходили на более хлебные места. Чтобы сохранить предприятие и коллектив численностью в 60 человек, руководству во главе с директором Юрием Кондратовичем пришлось идти на риск, который, как показало время, оправдал себя.

Ставка на груз 

– Наши грузовые машины имели 95% износа, это была настоящая беда, поскольку предприятие постоянно несло убытки. Было принято непростое решение: списать старые КамАЗы, которые балластом тянули вниз, постоянно ломались, а необходимые запчасти можно было купить только в России, а взамен приобрести два новых МАЗа за кредитные средства. К слову, сейчас уже подали заявку на два прицепа, поскольку у нас частые заказы от сельхозпредприятий, – рассказывает главный инженер Юрий Дядечкин.

По сути, два большегруза и вытянули все предприятие. Пополнение машинного парка (сейчас он насчитывает 19 единиц техники для грузовых и пассажирских перевозок) совпало с сезоном уборки урожая – возили картофель, зерно Толочинского консервного завода. Задействованы грузовики на возведении молочнотоварного комплекса ОАО «Толочинский райагросервис» в деревне Зеленая, многоквартирного дома в райцентре, строительстве дорог ДСУ-63. Активно сотрудничает предприятие с «Коханово-ЖКХ», агрокомбинатом «Дзержинский».

За короткий срок АТП вышло на прибыль, выручка от реализации услуг составила более 1,3 млн рублей. Полученные средства вкладываются в ремонт техники с пробегом, а также позволяют строить планы дальнейшего обновления. 

Опять «двойка» 

Пассажирские перевозки в сельской местности с урбанизацией населения становятся все убыточнее. Однако оставить людей без общественного транспорта предприятие не может, понимает, что сельчанам надо и в районную больницу, поликлинику попасть, и с детьми на руках едут.

– На периферии сейчас задействовано 12 автобусов. Постепенно обновляем автобусный парк, например, скоро будем брать «Газель». Правда, дороги на некоторых сельских направлениях подводят, ребята возвращаются из поездки – подвеску меняют. Но сокращать количество рейсов пока не планируем, – говорит Юрий Васильевич.

Возникают вопросы даже по райцентру. Нынешняя численность городского населения предполагает только один маршрут, однако предприятие удерживает два. И такой шаг навстречу населению иногда выходил боком. В частности, по «двойке», которая возит людей от железнодорожного вокзала в центр, транспортникам приходилось выслушивать постоянные жалобы. Автобус старый, часто ломался в пути, постоянный ремонт высасывал оборотные средства предприятия. Благо Орша недавно передала свой более новый автобус. Ожидается обновление техники и на первом городском маршруте.

Профессионалы рулят 

В кризисный период удалось сохранить костяк коллектива. На предприятие приходит молодежь – ее садят на грузовики. В дефиците, а поэтому в особой цене водители автобусов. Молодежи для категории D не хватает опыта.

Основа и гордость АТП – такие специалисты, как водитель автобуса Олег Пилипчук. В этом году он удостоен звания заслуженного транспортного работника Республики Беларусь, награжден грамотой ГАИ области за безаварийную дисциплинированность на дорогах, а его портрет занесен на районную Доску почета.

За более 30-летний водительский стаж пришлось поездить по разным дорогам. Водительские права получил еще в 16 лет, правда, с отсрочкой до совершеннолетия. На категорию D выучился в армии в Казахстане, где родился в семье военнослужащих белорусов. Там же работал и на «гражданке», за рулем пассажирского автобуса. Уже много лет Олег Николаевич колесит по просторам Толочинщины – малой родины супруги, куда переехали вместе с детьми.  

– В 2000-е годы дороги плохо чистили, мы тогда работали на ЛАЗах. Бывало, забуксуешь из-за снега на остановке, пассажиры толкнут, на ходу прыгнут в салон – едешь дальше, – вспоминает Олег Пилипчук.

У нынешних водителей иные трудности – в основном связанные с другими участниками движения.

– В бесснежные зимы напряжение на дороге возрастает из-за темноты и плохой видимости. А если еще по встречной едет машина с ксеноновыми фарами, плюс мокрый асфальт отражает свет, – глаза, будто сваркой, слепит. Да и безбашенных лихачей хватает. В таком случае, если видишь странные маневры, лучше притормозить, уступить дорогу, – убежден собеседник.

В основном в зоне его ответственности – город и пригород, пассажиры за столько лет службы узнают своего водителя. Как опытного специалиста его ставят и на заказные рейсы за пределы района, по 700 километров может намотать за день. Хотя и это для Олега Николаевича не предел, один из последних рекордов – более 2 тыс. км за сутки: ездил на личном авто в Казахстан.  

Интерес к машинам он передал и 12-летнему сыну, возможно, будущему продолжателю семейной династии.

В команде толочинского автопредприятия немало профессионалов. В их числе обладатель звания «Человек года Витебщины – 2018», водитель автобуса Владимир Федюк, семейный подряд слесарей-ремонтников Владимира Савика с сыном Игорем и многие другие. Только с надежным коллективом и руководством, которое в ответе за своих подчиненных, можно преодолеть трудности и добиться успеха.

Фото Натальи РЫЖКОВОЙ.

http://vitvesti.by/economy/menshe-chem-za-god-tolochinskii-avtopark-iz-ubytochnogo-predpriiatiia-vyros-v-pribylnoe.html