Воложин расположен в западной части Минской области, в 76 километрах от столицы. В районном центре проживает около 11,5 тысяч человек. Рядом с городом проходят важные автомагистрали, связывающие Минск с Гродно и Вильнюсом. В Воложине работают предприятия пищевой промышленности, предприятия, занимающиеся деревообработкой, производством мебели, окон, дверей, керамических изделий.
Работу автобусных маршрутов обеспечивает ДУП «Автомобильный парк №14», входящий в состав «Миноблавтотранс». Адрес: 222340, Воложин, ул. Транспортная, 2. Телефон: +375 1772 5-55-69.
В городе расположен небольшой, но довольно колоритный автовокзал, обслуживающий пригородные и междугородные маршруты.
Схема городских маршрутов:
Городские автобусные маршруты:
№ | Маршрут | Примечание |
1 | Каштановка – Больница | до 18:00 |
2 | 60 лет БССР — Школа | утро, 1 рейс |
В автопарке работают микроавтобусы ГАЗель, автобусы среднего класса Радимич А092(1), МАЗ-256, КАвЗ-4235, МАЗ-103С, МАЗ-152, КАвЗ-4238, МАЗ 226, ПАЗ 3205, ПАЗ 4234, Люблин-3, ГАЗ 3221. Ранее в автопарке работало много автобусов ЛАЗ моделей 695 и 699. В 2009 году оставался уже только один ЛАЗ-699, списан.
МАЗ-103 — низкопольный 12-метровый 3-дверный автобус городского типа. Воложин стал одним из первых городов Республики, куда в 2010г. поступил 1 автобус МАЗ 103.562. Это городской автобус в пригородном исполнении, с 2 дверями.
МАЗ-152 – междугородняя модель, предназначенная для транспортного сообщения между городами страны, а также для перевозки туристов. Автобусы комплектуются немецкими дизельными двигателями Mercedes-Benz (до 2006 года предлагался двигатель ЯМЗ). В салоне установлены мягкие сиденья с регулировками наклона спинки, под салоном располагается просторный багажник. МАЗ-152 пришли на смену автобусам Икарус-250/-256, работают практически во всех городах республики. В Воложине используется один автобус.
МАЗ-256 – недорогой 8-метровый автобус средней вместимости для междугородних и пригородных перевозок. Для обеспечения низкой себестоимости и простоты обслуживания в качестве шасси взят грузовой низкорамный автомобиль МАЗ-4370. В междугороднем исполнении используется во многих парках республики. Три автобуса используются на пригородных и междугородных маршрутах Воложина.
Радимич А092(1) – 8-метровые автобусы среднего класса, использующиеся преимущественно на междугородных маршрутах. Собирается из украинских машинокомплектов на Гомельском авторемонтном заводе. Имеются в расположении большинства городов Беларуси. В Воложине работает около десятка машин.
ПАЗ-3205 — недорогой автобус малого класса, обширно эксплуатирующийся в российских городах. Существует удлиненная версия ПАЗ-4234. В Беларуси ПАЗ-3205 используется редко. В Воложине работает три автобуса.
ПАЗ-4230 (КАвЗ-4235), КАвЗ-4238 – 8,5-метровые автобусы российского производства для пригородных и междугородных перевозок. С 2002 года поступали в Минске некоторые другие города в небольшом количестве. С недавнего времени в Минске не эксплуатируются. В 2007-2008 годах автобусы приобретались для автопарков районных центров Беларуси – как в 8,5-метровом исполнении, так и в варианте с увеличенной колесной базой. 3 автобуса ПАЗ 4230 (КАВЗ 4235), и 3 Автобуса КАВЗ 4238 используются для обслуживания пригородных и междугородних маршрутов.
Также в парке эксплуатируются микроавтобусы: 2 единицы ГАЗ 3221, один Люблин-3 и один Peugeot Boxer (2011 г).
Еще 3-5 лет назад в парке были 1 Нёман 5201 и 1 МАЗ 104 С. Но позже их продали в АП №1 г. Солигорск.
ЛАЗ-695, -697, -699. ЛАЗ-695 – 8-метровые автобусы для городских и пригородных перевозок. С конца 1950-х годов и до середины 1990-х годов украинские автобусы приходили практически во все города Беларуси и выпускались с небольшими изменениями. Поэтому к 1990-м годам безнадежно устарели, были слишком маленькими и неудобными. ЛАЗ-699 – междугородный автобус на удлиненном шасси от ЛАЗ-695. Еще в середине 2000-х годов в парке Воложина работал один ЛАЗ-699 и несколько ЛАЗ-695. С обновлением парка, к 2007-2008 годам они были выведены из эксплуатации.
Иван Войтешонок, Дмитрий Сасим 2009-2011