Все видели знаменитое фото с пассажирским поездом, вылетевшем с вокзала?

Раз уж мой блог посвящен известным историческим кадрам и разоблачению фотофальшивок, я регулярно просматриваю большое количество старых снимков. И этот – с поездом, потерпевшим крушение на вокзале Монпарнас – один из самых часто встречающихся и узнаваемых.

Фото (здесь и далее): Roger Viollet/общественное достояние.
Фото (здесь и далее): Roger Viollet/общественное достояние.

Фотография регулярно мелькает не только в интернете, но и на обложках книг, музыкальных альбомов и в кино (Мартин Скорсезе даже воспроизвёл сцену в одном из своих фильмов). Её видели буквально все. Но что же на самом деле случилось в Париже 120 с лишним лет назад? История занятная.

22 октября 1895 года около девяти часов утра пассажирский поезд №56 со 131 пассажиром вышел из Гранвиля и направился в столицу Франции. Локомотив с поршневой паровой машиной, восемь пассажирских вагонов, три багажных и один почтовый.

Вокзал Монпарнас.
Вокзал Монпарнас.

Это был обычный рутинный рейс. Таким он оставался вплоть до Парижа. Поезд чуть запаздывал, и машинист Гийом-Мари Пелерен решил, так сказать, подбавить газку. Причем он не был новичком, проработал на железной дороге почти 20 лет. Ну и, видимо, подвела излишняя самоуверенность (и сломанный тормоз).

В общем, паровоз с уклона влетел на вокзал Монпарнас на хорошей скорости – километров этак 40 – 60 в час. Сейчас уже не сказать точнее. Машинист экстренно задействовал пневматический тормоз Вестингауза, использующий сжатый воздух и обеспечивавший надежное торможение, но…техника подвела.

Тут уже запаниковал начальник поезда, меланхолично заполнявший документы по рейсу. Он бросился к ручному тормозу, но было поздно. Разогнавшийся поезд выбил путевой упор, преодолел 30 метров по перрону, пробил кирпичную стену здания толщиной примерно в 60 сантиметров и вывалился на улицу Ренн с высоты где-то в 10 метров.

Вот читаешь, что произошло и внутренне готовишься к худшему. Последствия подобного инцидента должны быть ужасны. Но… в поезде вообще никто серьезно не пострадал. Два кондуктора, два пассажира и пожарный отделались, скорее, легким испугом. Не посчастливилось только жене газетчика, которая приглядывала за ларьком своего мужа на улице прям там, куда упал взбесившийся локомотив. Супруг Мари-Огюстин пошел забрать вечерние газеты, а когда вернулся… двое его сыновей остались без матери. Железнодорожная компания оплатила похороны и назначила детям пенсию.

Четыре дня локомотив не могли убрать.
Четыре дня локомотив не могли убрать.

Машиниста и начальника поезда оштрафовали. Пелерену назначили двухмесячный тюремный срок. Паровоз попытались вытащить упряжкой, запряженной 14 лошадьми, но не вышло. Спустя четыре дня использовали мощную лебедку, и команда из 10 человек успешно опустила локомотив на землю. Он, кстати, пострадал совсем не сильно (а вагоны так и вовсе были в полном порядке). Само собой, газетчики сфотографировали упавший поезд со всех сторон и эти снимки разлетелись по всему свету.

П

https://zen.yandex.ru/media/visual/vse-videli-znamenitoe-foto-s-passajirskim-poezdom-vyletevshem-s-vokzala-no-malo-kto-znaet-chto-proizoshlo-tam-na-samom-dele-5e3fc6379d5e9f6699cb245a?&utm_campaign=dbr