Москва тоже слегка Люксембург: новый «бесплатный» маршрут и новая традиция?

Иллюстрация: 

29 февраля герцогство Люксембург стало первым государством в мире, сделавшим проезд во всём общественном транспорте страны бесплатным. Москва, которая может измерять свои площадь и население «в люксембургах», днём ранее открыла всего один бесплатный маршрут. Более широкий «пробник» Люксембурга московитянки получат в конце этой недели.

Площадь одинаковая, подходы – разные

По решению коалиционного правительства Люксембурга, начиная с последнего дня високосной зимы отменена плата за поездки на всех видах транспорта, включая автобусы, трамваи и поезда (кроме вагонов первого класса). Решение принято властями на фоне острейшей проблемы пробок на дорогах. В столице герцогства проживают 110 тыс. человек, население всего государства составляет 614 тыс. жителей, но благодаря открытости границ ежедневно к ним добавляются ещё несколько сотен тысяч из соседних стран (Бельгия, Франция, Германия), приезжающих на работу.

Ранее в герцогстве бесплатный проезд действовал для детей и студентов. Стоимость работы всего общественного транспорта без взимания платы с пассажиров составит порядка €41 млн в год, которые планируется возмещать за счёт налоговых сборов, сообщает ТАСС.

В Москве, площадь территории которой на 25 кв км меньше Люксембурга, население выше в 20 раз, а о проблемах с «пробками» не говорит только ленивый. Здесь «бесплатные» маршруты являются исключением из общего правила. Ещё одно из них появилось 28 февраля.

В этот день заработал автобусный маршрут-«шаттл» S1 «станция ЗИЛ — метро «Кожуховская»» с одной промежуточной остановкой у парка развлечений «Остров мечты». Трасса полуэкспресса проходит по просп. Лихачёва, ул. Мустая Карима, Проектируемому пр. № 4062, Кожуховскому мосту, 2-му Южнопортовому пр., Проектируемому пр. № 1422 (обратно — 1-му Южнопортовому пр.) и Южнопортовой ул. Низкопольные сочленённые автобусы ЛиАЗ-6213.65, работающие на S1, брендированы мультипликационными персонажами, которых гости могут встретить в новом парке развлечений, информирует ГУП «Мосгортранс».

Поскольку на маршруте работают автобусы особо большого класса, для обеспечения безопасного разворота в районе метро «Кожуховская» они направляются для разворота через 2-ю ул. Машиностроения и Третье транспортное кольцо невдалеке от станции МЦК Угрешская, делая «крюк», на который даже по графику закладывается дополнительные 11 минут.

По первоначальному графику, интервал движения на маршруте — пять минут в течение всего времени работы. Отправление от ст. МЦК ЗИЛ с 9:51 до 22:01 (по пятницам и выходным дням — до 0:01), от метро «Кожуховская» — с 9:54 до 22:04 (по пятницам и выходным дням — до 0:04). Однако уже с 3 марта по рабочим дням начало работы перенесли на два часа позже (отправление от станции ЗИЛ — с 11:36 до 22:06, от метро «Кожуховская» — с 11:39 до 22:09), а с 5 марта интервал увеличен до 15 мин. По выходным дням пока что заявлен прежний пятиминутный интервал, отправление от станции ЗИЛ — с 9:36 до 0:06, от метро «Кожуховская» — с 9:39 до 0:09.

Даже если владельцы «Острова мечты» полностью оплачивают работу автобусов маршрута-«шаттла» S1, то закупка этого подвижного состава в своё время вcё равно велась на общих условиях для обслуживания обычных городских маршрутов. Таким образом, на сети «Мосгортранса» образовался дефицит в примерно 20 вместительных «гармошек». Для сравнения, когда в 2009 г. «Мосгортранс» стал оператором нескольких маршрутов, обслуживающих торгово-развлекательные комплексы «МЕГА» в Котельниках (Белая Дача), Химках и Тёплом Стане, подвижной состав — автобусы Scania, был предоставлен «Мосгортрансу» управляющей компанией, и оттока машин с городских маршрутов удалось избежать.

Где трамвай? Там же, где и логика?

Если в Люксембурге решение о вводе бесплатного проезда — взвешенная мера государственной политики, то в Москве, в которой проблема «пробок» не менее актуальна, чем в государстве Евросоюза, понять логику транспортного руководства при принятии решений получается не всегда.

С 14 сентября прошлого года из-за строительных работ временно было снято трамвайное движение на двух участках — между Павелецким вокзалом и метро «Пролетарская», а также между метро «Авиамоторная» и «Семёновская». В обоих случаях вместо трамваев запустили компенсационные автобусы. Однако на маршруте № 035 «метро «Павелецкая» — метро «Пролетарская»» проезд сделали бесплатным, а на маршруте № 032 «метро «Авиамоторная» — метро «Семёновская»» действует обычная система — оплата по карте «Тройка» и другим видам проездных билетов.

Из возможных объяснений такого различия: в случае с маршрутом № 032 в Лефортово в районе трамвайной трассы строят социальный объект — станцию метро (точнее, подземный переход к ней). Поэтому временные неудобства горожан в рамках концепции «Стройка на время — метро навсегда!» сводятся к замене нескольких длинных трамвайных маршрутов, простирающихся дальше «Авиамоторной» и «Семёновской», к более короткому автобусному со стандартной системой оплаты проезда.

В то время как закрытия трамвайной линии в районе Павелецкой площади ради строительства многофункционального торгового комплекса без предварительной её замены можно было бы и избежать. Прежде чем начать работы посередине стройплощадки, которую надвое делила трамвайная линия, следовало бы перенести пути ближе к зданию вокзала. Так сделали в своё время при расширении просп. Мира в районе метро «ВДНХ» — сначала открыли линию в Продольном пр., и только после этого убрали трамваи со старой трассы.

Если бы так поступили на Павелецкой площади, то пассажиры Южного округа столицы не лишились бы при таком раскладе современных низкопольных трамваев, которые сейчас из-за разрыва трамвайной сети не могут доехать до южных маршрутов из Октябрьского депо. А старинное депо им. Апакова, увы, не приспособлено под эксплуатацию трёхсекционных вагонов.

Вероятнее всего, ввод бесплатного проезда на маршруте № 035 связан с его финансированием со стороны заказчика стройки — ООО «Павелецкая площадь», и такая мера стимулирует застройщика как можно скорее закончить возведение новых трамвайных путей, поскольку за каждый день отсутствия трамваев между «Павелецкой» и «Пролетарской» ему выставляется счёт.

По последней информации, Департаментом транспорта Москвы согласовано продление закрытия трамвайных путей в районе Павелецкого вокзала с организацией компенсационного маршрута с 27 января до 31 марта. Но при существующих темпах работ на объекте это может быть не последней пролонгацией сроков. Под угрозой и традиционный апрельский трамвайный парад на Чистых прудах — вагоны с «основной» сети до него доехать просто не смогут.

«Бесплатные» компенсационные маршруты в Москве принято организовывать при закрытии на ремонт станций метро. Но и тут общее правило действует не всегда. Лишь с 1 июня 2019 г. стал бесплатным автобусный маршрут № т60к «метро «Каховская» — метро «Варшавская»», открытый после закрытия 30 марта станции метро «Каховская» и перегона «Каховская» — «Варшавская» Каховской линии. После закрытия «Варшавской» он был заменён также бесплатным маршрутом КМ «метро «Каширская» — метро «Каховская»».

Помимо маршрута КМ, замещающего бывшую Каховскую линию метро, «Мосгортранс» также обслуживает бесплатный маршрут КЭ для доставки пассажиров реконструируемой станции Крёкшино к соседней платформе Кокошкино. А вот открытый на время реконструкции пешеходного тоннеля, соединяющего метро «Славянский бульвар» с кварталами Фили-Мазилова, автобусный маршрут П «ул. Герасима Курина — метро «Славянский бульвар»» — платный, хотя пользование автобусами для местных жителей — вынужденная мера.

Вообще, финансовая мотивация пассажиров по стимулированию использования общественного транспорта в Москве далеко не на высоте. До сих пор пересадки между маршрутами остаются платными — тариф «90 минут» более чем в полтора раза дороже, чем разовая поездка на городском транспорте (62 против 40 руб. при оплате «кошельком» карты «Тройка»). Из-за этого продолжают работать многие неэффективные маршруты, главным преимуществом которых является лишь беспересадочный проезд. По причине расслоения пассажиропотока и оттока ресурсов (автобусы, водители) на условно «второстепенные» маршруты страдают и «главные», частота на которых далеко не всегда оказывается сравнимой с интервалами метро.

Разделение оплаты по половому признаку — новая традиция? Каких «подарков» ждать ещё?

Под влиянием Бенилюкса пройдут ближайшие выходные у женщин-пассажиров Москвы и Подмосковья. Получив выращенные в Нидерландах цветы, они смогут пользоваться общественным транспортом двух регионов бесплатно в течение 8 марта. «Мини-Люксембург» в этом году организован властями впервые. Сначала об этом заявили в Подмосковье, а позднее информацию о транспортном подарке к Международному женскому дню озвучили и в столице России.

Как пишет сайт Москвы, в наземном транспорте Москвы и Московской области 8 марта женщинам не нужно будет прикладывать билеты к валидатору. В метро, на МЦК и монорельсовой дороге перед женщинами откроют турникеты, а вот для поездок на пригородных поездах, включая МЦД, сначала придётся получить бесплатный билет в кассе и потом пройти через турникет.

В Таллине оплата проезда в общественном транспорте отменена в 2013 г., но только для местных жителей. 200-тысячный французский Дюнкерк ввёл бесплатный проезд на автобусах и трамваях в 2018 году. В 1990-х гг. эксперименты с отменой оплаты проезда проводились и в России, в частности на городских маршрутах подмосковных Мытищ.

Ближайшие промо-акции с бесплатными маршрутами ожидаются в Москве, Подмосковье и некоторых других регионах страны по опыту прошлых лет 12, 19 и 26 апреля в дни массовых посещений кладбищ. Наибольший объём перевозок традиционно придётся на Пасху, которая по календарю 2020 г. будет 19 апреля.

Неожиданно приобретённое право бесплатного проезда, тем не менее, не позволит женщинам в середине дня 8 марта совершить поездки по центральному участоку МЦД-2 (D2) между станциями Москва-Каланчёвская и Москва-Курская. Впрочем, как и мужчинам — с 9:40 до 13:40 здесь в расписании будет зиять ремонтное «окно». Что касается экономического и социального эффектов новой акции по бесплатному проезду 8 марта, то никаких подробностей на этот счёт её вдохновителями не озвучено. Равно и то, каким образом и когда подневольные перевозчики получат компенсацию за реализацию этого широкого жеста для пассажиров. Похоже, «классический» российский принцип организации транспортного обслуживания «Мы с Вадиком посидели и решили вот так» был главенствующим и в данном случае.

ДОПОЛНЕНИЕ от 12:08 07.03.2020
Правила проезда для женщин в пригородных поездах, включая МЦД, изменили. Бесплатный билет в кассах брать не надо. Можно просто пройти в специально открытые турникеты. Или не валидировать проезд на тех остановках, где турникетов нет.